Архангельский собор в Кремле описание. План и фото Архангельского собора в Москве

Московский Кремль - сердце России

Архангельский собор в московском Кремле

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Архангельский собор замыкает ансамбль кремлевских сооружений на Боровицком холме. Северный и западный фасады его обращены на древнюю Соборную площадь, южный — на Москву-реку.

Существующий Архангельский собор построен в 1505— 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче.

После Успенского собора это был второй по величине храм в Московском Кремле. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 г. в память избавления  Москвы от сильного голода.  В начале XVI в. его из-за тесноты и ветхости разобрали и освободили место для постройки более обширного храма.

Итальянский зодчий создал традиционно русский, прямоугольный в плане храм, своды которого опираются на шесть квадратных столбов. Фасады собора, имеющие три членения с севера на юг и пять членений с запада на восток, завершаются закомарами, украшенными белокаменными раковинами. Они обработаны пилястрами с капителями, карнизами и белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, а боковые покрыты белым железом. Сейчас все купола окрашены серебристой краской.

С восточной  стороны  к  собору в  конце  XVI — начале XVII в. были пристроены два придела — одноглавые церковки «святого Уара» и «Иоанна Предтечи».

Северный и западный фасады собора украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения, расписанные красками и золотом.

Первоначально с трех сторон собор имел крытые галереи, которые были своеобразными трибунами для почетных гостей во время торжественных церемоний на Соборной площади. Две из них разобраны в XVIII в. Сохранилась галерея только с южной стороны, закрытая пристроенными в этом веке контрфорсами !. До 1920 г. с северной стороны собора существовал портал готического стиля, пристроенный в конце XVIII в. архитектором М. Ф. Казаковым. С западной стороны собора устроена лоджия для входа в храм и притвор, разделенный на четыре этажа. В третьем из них находятся хоры.

Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали под кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских полчищ собор восстановили в прежнем виде.

Роспись внутри собора была выполнена вскоре после его сооружения, но имена художников до нас не сохранились. Открытые в диаконнике в 1955 г. фрагменты древней росписи светлых, нежных тонов дают право полагать, что принадлежит она кисти мастеров школы Дионисия. К 1652 г. первоначальная роспись сильно обветшала и была удалена.

После этого собор расписали заново (в 1652, 1660, 1666 гг.). Роспись собора производила большая группа художников, вызванных в Москву «для государева дела» из многих русских городов — Костромы, Ярославля, Владимира, Вологды, Новгорода, Устюга и др. Во главе этих мастеров стояли царские жалованные иконописцы Степан Рязанец, Яков Казанец, Федор Козлов, Федор Зубов, Иван Филатьев. Тщательный отбор иконописцев производил выдающийся художник того времени Симон Ушаков.

Стенопись Архангельского собора в целом выполнена в одной манере, в единой колористической гамме. Она отличается необычайной красочностью и декоративностью, что очень характерно для русского искусства второй половины XVII в.

Тематика росписи в соборе носит литературно-повествовательный характер. Здесь композиции на религиозные темы прекрасно сочетаются с бытовыми, историческими и батальными сценами, ярко отражающими патриотическую борьбу русского народа за свою национальную независимость.

С огромным мастерством написаны батальные сцены, которые в иносказательной форме прославляют подвиги русских людей. Религиозная тематика в живописи отступает на второй план.

Большой интерес представляют условные портретные изображения русских князей. В них хорошо передан покрой княжеского платья, типичного для древней Руси, и разнообразие растительного и цветочного орнамента.

На юго-западном столбе собора изображен Александр Невский — герой Ледового побоища (1242 г.), на северозападном— его сын Даниил Александрович, при котором сложилось московское княжество. На южной стене помещены изображения московских князей Ивана Калиты и Димитрия Донского.

На протяжении ряда веков стенопись 1666 г. много раз прописывали масляными красками (в 1773, 1826, 1853 гг.). Впоследствии о древней росписи забыли и считали, что она не сохранилась. В 1953 г. была создана специальная комиссия, под руководством которой советские художники приступили к реставрации древней живописи. В течение двух лет проводилось тщательное укрепление штукатурного и красочного слоев, а затем расчистка стенописи. Все работы были закончены в 1955 г.

Центральную часть собора отделяет от алтаря резной деревянный золоченый иконостас 13-метровой высоты.

Он представляет собой образец резьбы по дереву XVIII— XIX вв.

В иконостасе размещены памятники древней русской иконописи XV—XVII вв., среди которых выделяется икона «Архангел Михаил», приписываемая Андрею Рублеву или его ученикам. Большая часть икон выполнена в 1680—1681 гг. художниками-иконописцами Дорофеем Ермолаевым, Золотаревым и Михаилом Малютиным.

Собор освещается девятью позолоченными паникадилами работы XVII в., реставрированными в 1953—1955 гг.

Архангельский собор еще со времени Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей, начиная с 1340 и кончая 1700 г. Первым здесь был похоронен Иван Калита, умерший в 1340 г. (его надгробие у южной стены собора). Исключением является захоронение императора Петра II, который умер в Москве от черной оспы в 1730 г.

Всего в соборе 54 погребения, над которыми 46 надгробий (под некоторыми из них по два погребения). Все надгробия украшены надписями славянской вязью и орнаментами, вырезанными на белом камне. Бронзовые покрытия надгробий сделаны в 1903 г.

В соборе похоронены Димитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы за иконостасом) и другие деятели русской истории.

У правого юго-восточного столба собора (перед алтарем) помещается рака сына Ивана Грозного — царевича Димитрия, останки которого перенесены в собор из Углича царем Василием Шуйским в 1606 г. Вскоре после этого над ракой была сделана резная белокаменная позолоченная сень. В 1955 г. ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII в. и вернули ей первоначальный вид.

Архангельский собор особо почитался великими князьями и царями, которые приходили сюда на поклонение своим предкам — после венчания на царство, при отправлении в поход, возвращении и т. д.

В собор делались богатые вклады, целыми деревнями приписывались крепостные крестьяне. Из архивных документов известно, что к Архангельскому собору было приписано 18 тыс. крепостных крестьян. Суд и расправа над неплательщиками оброка чинилась при соборе в так называемой «судной избе Архангельских вотчин», подвалы которой сохранились до наших дней с юго-западной стороны храма. В 1826 г. на месте этой избы была построена ныне существующая каменная палатка. Архангельский собор был крупной феодальной корпорацией.

В наше время Архангельский собор является выдающимся историко-художественным и архитектурным памятником Московского Кремля.

 

фото Архангельский собор московского  Кремля

 

Архангельский собор в московском Кремле

сайт обновлен 9 сентября 2017 года