Бармы из Рязанского клада - Оружейная палата - Кремль

Кремль в Москве
Перейти к контенту
План Московского Кремля
Экскурсии в Московский Кремль
Цены билетов в Московский Кремль

Бармы из Рязанского клада - Оружейная палата

Бармы из Рязанского клада
В витрине показаны предметы XII—XV вв. Изделия этого периода отличаются изысканной простотой, благородством форм и скромностью украшений и вместе с тем являются образцами тонкого мастерства. К сожалению, их сохранилось сравнительно мало. Это объясняется тем, что многие культурные сокровища древней Руси безвозвратно погибли в период междоусобных княжеских войн, тяжелого татаро-монгольского ига, в годы польской и шведской интервенции, а также во время многочисленных опустошительных пожаров.
      
Представленные в витрине изделия имеют очень большую ценность, так как дают возможность судить о высоком уровне древнерусской художественной культуры, которая впоследствии легла в основу развития раннемосковского искусства.
      
Ценнейшим памятником прикладного искусства Суздальской Руси является серебряный потир XII в., который был вложен в Спасо-Преображенский собор в городе Переславле-Залесском князем Юрием Долгоруким.
      
Потир отличается простотой и одновременно мягкостью формы. Гладкая чаша его украшена изящными резными изображениями святых, которые помещены в двойных линейных кругах, и надписью по венцу.
      
Мастера-серебряники того времени прекрасно знали и широко применяли такие виды художественной обработки металла, как чеканка и басма, т. е. ручного тиснения из т энкого листа золота или серебра.
      
Потир — церковная чаша для причастия.
      
Замечательным образцом подобной техники является большой оклад с иконы «Владимирской богоматери», выполненный в XII—XIII вв.
      
Мастера Киевской Руси в своих произведениях творчески претворили древнюю художественную культуру Византии. С древнейших времен они в совершенстве владели такими сложными, трудоемкими приемами декоративно-прикладного искусства, как техника перегородчатой эмали 1 и скани 2.
      
Великолепными образцами подобной техники являются вещи из так называемого Рязанского клада XII—XIII вв., найденного в 1822 г. на месте Старой Рязани. В состав Рязанского клада входят два больших круглых колта, бармы, состоящие из дутых ажурных бусин и круглых медальонов, женский браслет, перстни, серьги, образки. Колты и бармы
      
1 Эмаль — стекловидная масса, которая от добавления окиси металлов приобретает различные цвета. Эмалью покрывают поверхность металлических предметов.
      
2 Скань, или филигрань — узор, выполненный из тонких скрученных золотых или серебряных проволочек.
      
3 Колты — подвески, прикреплявшиеся к головным уборам.
      
4 Бармы — ожерелья, которые надевались поверх богатых княжеских одежд.
Назад к содержимому