Бармы из Рязанского клада XII—XIII вв., найденного в 1822 г. на месте Старой Рязани

Московский Кремль - сердце России

ВИТРИНА № 9

В витрине показаны предметы XII—XV вв. Изделия этого периода отличаются изысканной простотой, благородством форм и скромностью украшений и вместе с тем являются образцами тонкого мастерства. К сожалению, их сохранилось сравнительно мало. Это объясняется тем, что многие культурные сокровища древней Руси безвозвратно погибли в период междоусобных княжеских войн, тяжелого татаро-монгольского ига, в годы польской и шведской интервенции, а также во время многочисленных опустошительных пожаров.

Представленные в витрине изделия имеют очень большую ценность, так как дают возможность судить о высоком уровне древнерусской художественной культуры, которая впоследствии легла в основу развития раннемосковского искусства.

Ценнейшим памятником прикладного искусства Суздальской Руси является серебряный потир XII в., который был вложен в Спасо-Преображенский собор в городе Переславле-Залесском князем Юрием Долгоруким.

Потир отличается простотой и одновременно мягкостью формы. Гладкая чаша его украшена изящными резными изображениями святых, которые помещены в двойных линейных кругах, и надписью по венцу.

Мастера-серебряники того времени прекрасно знали и широко применяли такие виды художественной обработки металла, как чеканка и басма, т. е. ручного тиснения из т энкого листа золота или серебра.

Потир — церковная чаша для причастия.

Замечательным образцом подобной техники является большой оклад с иконы «Владимирской богоматери», выполненный в XII—XIII вв.

Мастера Киевской Руси в своих произведениях творчески претворили древнюю художественную культуру Византии. С древнейших времен они в совершенстве владели такими сложными, трудоемкими приемами декоративно-прикладного искусства, как техника перегородчатой эмали 1 и скани 2.

Великолепными образцами подобной техники являются вещи из так называемого Рязанского клада XII—XIII вв., найденного в 1822 г. на месте Старой Рязани. В состав Рязанского клада входят два больших круглых колта, бармы, состоящие из дутых ажурных бусин и круглых медальонов, женский браслет, перстни, серьги, образки. Колты и бармы

1 Эмаль — стекловидная масса, которая от добавления окиси металлов приобретает различные цвета. Эмалью покрывают поверхность металлических предметов.

2 Скань, или филигрань — узор, выполненный из тонких скрученных золотых или серебряных проволочек.

3 Колты — подвески, прикреплявшиеся к головным уборам.

4 Бармы — ожерелья, которые надевались поверх богатых княжеских одежд.

 

 

Бармы из Рязанского клада XII—XIII вв., найденного в 1822 г. на месте Старой Рязани

Бармы из Рязанского клада XII—XIII вв., найденного в 1822 г. на месте Старой Рязани

сайт обновлен 9 сентября 2017 года