В Оружейной палате сохраняется богатейшая в мире коллекция карет

Московский Кремль - сердце России

В Оружейной палате сохраняется богатейшая в мире коллекция карет

ЗАЛ IX

В Государственной Оружейной палате сохраняется богатейшая в мире коллекция карет. Она дает возможность ознакомиться с конструктивными особенностями экипажей в России и на Западе с XVI до второй половины XVIII в. Ценность этой коллекции состоит и в том, что каждая карета является замечательным произведением искусства.

Среди экипажей хранятся кареты, изготовленные мастерами известных фирм Букиндаля, Бурнигаля, поставлявших свои изделия во все страны Европы.

Колесные повозки существовали еще в древние времена. Боевые двухколесные колесницы упоминаются у Гомера. О повозках писали Плиний и Светоний. На Руси летом употреблялись телеги, а зимой — сани. По тогдашним понятиям езда в санях считалась почетнее езды на колесах, и пользоваться санями летом могли исключительно светские и высшие духовные особы. Сани украшались резьбой, обивались мехами.

Древних саней до наших дней не сохранилось. О них можно судить лишь по саням XVIII в., в какой-то мере повторявших древние формы, и по документам Конюшенного приказа.

Среди древнерусских экипажей, упоминающихся в летописи XV в., «каптаны с оглоблями» — избушки на санях, обитые бархатом или сукном красным, «входят в них по лестницам».

Каретами принято называть закрытый со всех сторон экипаж. Этот термин вошел в употребление в России во второй половине XVII в., на Западе — в XVI в.

Кузов первых экипажей укреплялся непосредственно на оси, поэтому при езде в них сильно трясло. В России такие экипажи назывались колымагами. В конце XV в. мастера венгерского города Коми предложили подвешивать кузов между четырьмя стояками, как люльку, чтобы уменьшить толчки. В конце XVII в. появляется усовершенствованное приспособление для поворота — поворотный круг и изогнутая «лебяжья шейка».

Во второй половине XVIII в. вводятся вертикальные и горизонтальные рессоры, предохраняющие экипаж от тряски. Первоначально кузов закрывался занавесками, потом слюдой, и со второй половины XVII в. в России появляются кареты со стеклами. В XVI—XVII вв. кареты изготовлялись главным образом при царском и патриаршем дворах или же поступали с Запада.

Известны имена некоторых мастеров каретного дела, работавших в Конюшенном приказе Московского Кремля. Это Илья из Шклова — каретный обойщик, Семен Савельев, Дани-ло Ильин, резчик Никита Петров.

В XVIII в. в Петербурге и Москве получили распространение большие каретные мастерские, в которых работали русские и иностранные мастера — Мякишев, Ильин, Стафеев, Яковлев, Рике и другие. В каретных мастерских было занято более 2 тыс. работников. С этого времени привоз экипажей из-за границы стал незначительным. Центром торговли в Москве был Каретный ряд у Петровских ворот.

До начала XIX в. в России и в Западной Европе каретами пользовались только высокопоставленные лица. По специальному указу о правилах езды, относящемуся к концу XVII в», в России могли ездить в каретах только бояре. Во Франции в 1662 г. была попытка пустить 8-местные общественные кареты для «чистой публики», куда не пускали солдат и лакеев. Экипажи эти были встречены камнями, бранью и вскоре были сняты. Общедоступные кареты появились в 1819 г.

Самым, древним экипажем в Оружейной палате является карета английской работы конца XVI — начала XVII в. Она с занавесками вместо стекол, без рессор и поворотного круга. Кузов подвешен на ремнях. Нет места для кучера. Лошадей или вели под уздцы или управляли, сидя на одной из них верхом.

Карета украшена живописью и скульптурной резьбой, которая изображает битву христиан с мусульманами, триумфальное   шествие   победителя, сцену охоты.  Внутри кареты — кресла, обитые иранским бархатом. По некоторым предположениям, эта карета была сделана в Англии в подарок Борису Годунову от английской королевы Елизаветы. В 1678 г. ее переделывали для встречи польско-литовского посольства.

Более усовершенствованным экипажем является карета польской работы начала XVII в. Это старейший из образцов закрытого экипажа. В окна его вставлена слюда. Предполагают, что карета попала в Москву как трофей русско-польской войны в 1655 г. или еще раньше, при возвращении патриарха Филарета из польского плена.

Эту карету изобразил в своей картине «Утро стрелецкой казни» великий русский художник В. И. Суриков.

К экипажам второй половины XVII в. относятся детские возки русской работы, принадлежавшие трехлетнему Петру I.

В «Троицких походах» И. Е. Забелин писал: «В 1625 г. в мае боярин Артамон Сергеевич Матвеев ударил челом царевичу Петру карету маленькую и в ней 4 возника темно-карие, а на возниках шлеи бархатные, пряжки вызолочены, начельники и гривы и нахвостники шитые».

 

 

В Оружейной палате сохраняется богатейшая в мире коллекция карет

сайт обновлен 9 сентября 2017 года