Успенский собор фото и рисунки. Летопись Успенского собора в Московском Кремле

Московский Кремль - сердце России

Успенский собор внутреннее убранство. Летопись Успенского собора в Московском Кремле

ЛЕТОПИСЬ 1326. Митрополит Петр и московский князь Иван Калита заложили одноглавый собор Успения Пресвятой Богородицы. 1472. По велению великого князя Ивана III возводится новый собор. Строительство поручено русским зодчим. 1474. Обрушение недостроенного храма. 1475-1479. Для строительства собора приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

1547. Впервые в соборе проведена церемония венчания на царство Ивана IV с обрядом миропомазания.

 

 

ЛЕТОПИСЬ 1326. Митрополит Петр и московский князь Иван Калита заложили одноглавый собор Успения Пресвятой Богородицы. 1472. По велению великого князя Ивана III возводится новый собор. Строительство поручено русским зодчим. 1474. Обрушение недостроенного храма. 1475-1479. Для строительства собора приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

1547. Впервые в соборе проведена церемония венчания на царство Ивана IV с обрядом миропомазания.

1612. Разорение собора во время польско-литовской интервенции.

1613. Венчан на царство первый царь из династии Романовых Михаил Федорович. 1642-1644. Новая роспись собора,

. повторяющая фрески XVI века. 1812. Собор пострадал во время отечественной войны 1812 года. 1896. Коронование последнего российского императора Николая II. 1918. В храме прекращены богослужения. 1922. Успенский собор вошел в состав музеев Кремля.

1955. Собор превращен в музей.

1990. В соборе возобновлены богослужения.

В интерьере собора вместо привычных квадратных столпов использованы круглые, которые не затесняют пространство и наряду с равной высотой сводов и отсутствием хор создают впечатление огромного зала. Столпы делят пространство храма на 12 равновеликих квадратов. Храм перекрыт крестовыми сводами. Восточная часть собора первоначально была отделена невысокой каменной алтарной преградой. В XVII веке при патриархе Никоне она была скрыта высоким пятиярусным иконостасом.

Святитель Петр почитается как покровитель Москвы и всей земли Русской. Митрополит Киевский по приглашению великого князя Ивана Калиты в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

Архитектура собора необычна для русского зодчества. В нем органично соединены как традиционные черты, так и мотивы архитектуры итальянского Возрождения. Облик собора отличается строгой лаконичностью форм и, по словам летописца, выглядит «аки един камень». Собор увенчан пятью массивными главами. Фасады храма разделяются на равные части лопатками и завершаются полукружиями закомар. Стены украшены аркатурно-колончатым поясом. Пять невысоких апсид скрыты массивными пилонами. Над апсидами в трех люнетах помещены композиции Похвала Богоматери, Троица Новозаветная и София Премудрость Божия.

Над северным порталом в аркатурно-колончатом фризе изображены шесть наиболее почитаемых русских святителей и основателей крупнейших обителей. Над фризом - композиция Собор апостолов. Ворота северного фасада служили входом для высшего духовенства.

Венчание на царство Михаила Федоровича. Летописный свод

Рака с мощами святителя Петра. Митрополит Петр еще при жизни устроил себе место для упокоения в алтаре собора. В 1339 году Петр был причислен к лику святых. Раки, в которых первоначально находились мощи святого, были неоднократно разорены и разграблены. Ныне существующую серебряную раку с бронзовым посеребренным балдахином изготовили в 1819 году.

Шатер для хранения священных реликвий выполнен русским мастером Дмитрием Сверчковым в 1624 году. Шатер представлял образ кувуклии (часовни) над Гробом Господним в Иерусалиме. Здесь хранились частица Ризы Христовой, Гвоздь Господень и частица Ризы Богородицы. В 1913 году в шатер была поставлена рака с мощами святого патриарха Гермогена.

Рака с мощами митрополита Ионы - первого митрополита, избранного на русскую митрополию без утверждения константинопольским патриархом, - была изготовлена в 1585 году по заказу сына Ивана Г розного, царя Федора Ивановича. Сень над ракой отлили в 1803 году. Это единственная рака в соборе, которая не пострадала в 1812 году.

Серебряная рака с мощами митрополита Филиппа II под бронзовой посеребренной сенью изготовлена в 1806 году. В годы опричнины святитель Филипп выступил с обличением Ивана Грозного, за что и принял мученическую смерть. В 1652 году святые мощи Филиппа патриарх Никон торжественно перенес из Соловецкого монастыря в Успенский собор.

сайт обновлен 9 сентября 2017 года