Национальные древнерусские одежды

Московский Кремль - сердце России

Национальные древнерусские одежды

ВИТРИНА № 54

Национальных древнерусских одежд сохранилось до нашего времени очень мало, и поэтому собрание Оружейной палаты представляет огромную ценность и большой познавательный интерес. В общих чертах оно дает яркое представление об особенностях русского костюма и одежд феодальной верхушки.

Покрой большинства одежд, кроме чисто придворных, был общим для всех слоев населения, отличались лишь отдельные детали. В основном это были длинные, прямые, довольно свободные платья, скрывавшие человеческую фигуру, но придававшие необычайную плавность движениям.

Женское платье имело много общих черт с мужским и отличалось, главным образом, только некоторыми деталями отделки, как, например: более широкой вышивкой у рукавов, большим меховым воротником или затейливым головным убором.

Женских одежд XVI—XVII вв. в собрании Оружейной палаты не сохранилось, а представленные в экспозиции мужские платья по характеру своего покроя подразделяются на две основные группы. Одна из них применялась в быту всех классов, другая — только   среди представителей   феодальной

верхушки. К первой труп-__

пе одежд относятся: шуба, кафтан русский темно-зеленого сукна, зипун зеленого атласа, стеганный на вате.

Ко второй группе принадлежат: ферезея, платно, налатник, становые кафтаны. Большая часть этих одежд выполнена из привозных тканей — шелка, парчи, тонкого сукна, которые стоили 30, 40, а иногда и 100 руб. за аршин (71 см).

Платье бедного человека шилось из тканей домашней выработки — холста, грубого сукна, крашенины.

Самым распространенным видом одежды был афтан, который по характеру своего покроя и назначению носил самые разнообразные наименования: длинный, смирный, ездовой, становой и т. д.

Из кафтанов XVI в. в Оружейной палате сохранился только один. Он сшит из иранской ткани типа атласа. Покрой кафтана напоминает восточный халат с длинными узкими рукавами. По нежно-голубому фону шелком и золотом выткан узор, изображающий встречу в лесу человека с крылатым четвероногим драконом. Очень реалистично изображен человек в коротком кафтане, чалме, с кинжалом за поясом и огромным камнем в руках, приподнятым над головой.

Одеждой XVI в. является шуба митрополита Филиппа — современника Ивана IV. Сшита шуба из черно-коричневой ткани домашней выработки, украшена простым бараньим мехом, нашивками из тесьмы и простыми обтянутыми пуговицами. Покрой шубы очень простой. К прямым полотнищам ее переда и спины присоединены скошенные полотнища и клинья в подоле. Рукава длинные, очень широкие в пройме и суженные книзу.

Из одежд первой половины XVII в. большой интерес представляет единственный из сохранившихся налатник. По своему покрою он напоминает куртку своеобразной формы с косыми незашитыми боками и широкими короткими незашитыми рукавами. Эта одежда была принадлежностью парадного воинского наряда и носилась поверх доспеха. Сшит налатник из красного атласа и почти сплошь расшит превосходным золотым растительным и геометрическим узором, в который мастерица вложила тонкий вкус и высокое мастерство. По описям одежд XVII в., этот налатник первоначально принадлежал царю Михаилу Романову, а затем его сыну Алексею, который пользовался им во время Смоленского похода 1654 г.

К одеждам второй половины XVII в. относится так называемая ферезея из белого тонкого сукна. Она представляет собой длинный, прямой, широкий распашной кафтан без застежек с очень длинными рукавами, спадавшими до самых пят. Работать в платье с подобными рукавами было невозможно, и, вероятно, отсюда происходит русская пословица «не работай спустя рукава». Пройма у таких рукавов спереди до самого плеча не зашивалась, через нее продевали руки, а рукава откидывались назад и на спине завязывались узлом.

Ферезея — это верхнее зимнее и летнее платье, которое носили представители господствующего класса. Шили его из тонкого сукна, парчи, бархата, делали на меху и богато украшали жемчугом, драгоценными камнями и золотыми запо-нами. Ферезея была известна в царском быту с 1650-х годов (впервые упомянута в документах в 1654 г.) и оставалась са-

мой излюбленной одеждой русской знати до 70-х годов XVII в.

Ферезея, представленная в экспозиции, не сохранила первоначального вида. Это только спорок, дающий представление о покрое одежды XVII в.

Кафтан вишневого бархата с вышитыми двуглавыми орлами называется терликом. Как пишет историк И. Е. Забелин, «терлики предназначались для различных групп свиты, обслуживающих царские выезды и дворцовые церемонии».

Терлики были очень разнообразны как по тканям, так и по украшениям. Одежды, экспонируемые в Оружейной палате, сшиты из вишневого бархата, с небольшим воротником вокруг шеи. Верхняя часть кафтана в виде лифа застегивается на плече и на боку. Нижняя часть его, в виде юбки с расходящимися полами спереди, пришита к лифу со сборками у талии. Рукава длинные, отрезные, вверху очень широкие и собраны в сборки. От локтя они переходят в узкий длинный манжет.

Самая большая группа одежд относится к концу XVII в. Она включает в себя в основном становые кафтаны, зипун и платно, принадлежавшие Петру I, когда он еще носил старорусское платье. Одевались такие кафтаны поверх другой одежды — зипуна. Были они как домашними, так и выходными, в зависимости от того, из какой ткани сшиты. В описи царской казны 1722 г. эти кафтаны названы холодными.

Кафтаны, представленные в экспозиции, в основном домашнего назначения. По покрою спины они однотипны, но по ряду других деталей их можно разбить на две группы.

К первой из них относятся кафтаны, которые совершенно одинаковы по форме и различаются между собой только тканями и цветом (абрикосового бархата, голубой шерсти и два шелковых — брусничного и белого цвета). Это распашные, длинные, прямые одежды с очень широкими и короткими рукавами, с круглым воротом, украшенные плетеным золото-серебряным кружевом. Прямая спина прилегает в талии, полы спадают свободно и не заходят одна на другую. Подобные кафтаны плотно облегали стан, и, вероятно, поэтому их и называли становыми. Из-под рукавов станового кафтана обычно были видны рукава зипуна, украшенные богатой жемчужной обнизью.

Ко второй группе относятся кафтаны, у которых раскрой спины такой же, как у предыдущих, но все остальные детали имеют существенные отличия. Полы у этих одежд заходят одна на другую, рукава длинные, сильно расширенные у проймы и очень суженные от локтя книзу. Ворот небольшой, стоячий. К этой группе одежд можно отнести кафтаны темно-зеленого сукна 1670—1680 гг. и зеленого атласа (стеганный на вате), известный под названием зипун.

Кафтан темно-зеленого сукна, обшитый серебряным шнурочком, резко отличается покроем от становых кафтанов, хотя и прилегает к талии. Полы этого кафтана заходят одна на другую. Застегивается он сбоку на одну пуговицу. В боках вставлены клинья, но вшиты они не так, как у становых. Рукав постепенно суживается книзу. Пройма его широкая. В связи с тем, что этот кафтан, напоминающий народную поддевку, был проще и удобнее других, он получил широкое распространение. В музейных описях он назван «русским».

Зипун зеленого безузорного атласа на вате простеган продольными полосами. Его носили под кафтаном. Сзади зипун прилегает в талии. В боках вшиты косые клинья. Рукава вверху широкие, книзу сильно суживаются и застегиваются на крючки. В описи платья Петра I под 1691 г. записано: «Стежные зеленые зипуны».

В конце XVII в. в дворцовом быту начали появляться новые виды одежды с чертами западноевропейской моды. К этому времени относится кафтан из красного сукна немного ниже колен. Спина у него прямая, сзади прилегает к талии, в боках много сборок. Рукава вверху у проймы необыкновенно широкие, внизу они сильно удлинены, сужены и заканчиваются широкими раструбами. Спереди кафтан имеет застежку и украшен восемью парами нашивок из серебряного шнура с кистями и сложными плетениями.

 

Национальные древнерусские одежды

 

  1. Оружейная палата Московского Кремля старейший музей нашей страны - сокровищница московских великих князей
  2. Шлем Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского
  3. Кольчуга Петра Ивановича Шуйского была пожалована царем Ермаку
  4. Байдана царя Бориса Годунова. Байдана - кольчуга из плоских крупных железных колец
  5. Зерцала царей Михаила и Алексея Романовых
  6. Знамя Ермака Тимофеевича
  7. Сабля князя Димитрия Михайловича Пожарского
  8. Пернач, подаренный царю Алексею Михайловичу персидским шахом Аббасом II в 1658 г, отлит из чистого золота
  9. Витрина №5 Оружейной палаты московского Кремля
  10. Рыцарский готический турнирный доспех
  11. Фитильные и духовые ружья различных систем
  12. Бармы из Рязанского клада XII—XIII вв., найденного в 1822 г. на месте Старой Рязани
  13. Большой серебрянный сион, вложенный князем Иваном III в Успенский собор Кремля в 1486 г
  14. Икона "Дмитрий Салунский". Кадило золотое царицы Ирины Годуновой
  15. Трон царя Ивана IV Грозного
  16. Троны Михаила и Алексея Романовых
  17. Древнейшим из сохранившихся царских венцов является шапка Мономаха
  18. Второй по времени изготовления царский венец — шапка Казанская царя Ивана IV Грозного
  19. Большой наряд Михаила Романова состоит из царского венца, скипетра, державы и саадака
  20. Национальные древнерусские одежды
  21. Cтановые кафтаны, зипун и платно, принадлежавшие Петру I
  22. Императрица Елизавета Петровна превзошла все границы расточительства - 15 тысяч платьев
  23. Платье Екатерины II 1775 г было украшено бриллиантами и 4200 жемчужинами
  24. В Оружейной палате сохраняется богатейшая в мире коллекция карет
  25. Карета была сделана в Англии в подарок Борису Годунову от английской королевы Елизаветы
  26. Самым великолепным экипажем в собрании Оружейной палаты является карета, выполненная в Париже в 1757 г. мастером Бурнигалем
  27. Парадная карета Екатерины II.
  28. Карета двухместная, петербургской работы. 1739 г. Принадлежала императрице Анне Ивановне.

сайт обновлен 9 сентября 2017 года