Церковь Ризположения в московском Кремле

Московский Кремль - сердце России

Церковь Ризположения в московском Кремле

ЦЕРКОВЬ РИЗОПОЛОЖЕНИЯ

С западной стороны Успенского собора расположена небольшая одноглавая церковь Ризположения, построенная псковскими мастерами в 1484—1486 гг.

Она сооружена на месте более древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 г. митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ царевича Мазовши, которые осадили Москву в ночь на 2 июля 1451 г. Из-за внутриполитической борьбы татары были вынуждены бросить все награбленное добро и поспешно отступить. Это произошло в церковный праздник «Положения ризы». Духовенство не преминуло этим воспользоваться и придало событию религиозный характер, ознаменовав его возведением церкви Ризположения.

В 1473 г. церковь сгорела вместе с двором митрополита. Взамен сгоревшей на том же месте в 1484—1486 гг. возвели новую кирпичную церковь на высоком подклете 1, обнесенную с трех сторон открытой папертью — гульбищем. Название за новой церковью сохранилось старое.

Церковь Ризположения представляет собой небольшой, очень уютный одноглавый храм с ярко выраженными элементами московской и псковской архитектуры. Фасады его, расчлененные по высоте на три части, заканчиваются килевидными закомарами и украшены орнаментальным поясом из обожженной глины — терракоты. Средние части фасадов — шире и выше боковых. Полукруглые апсиды2 украшены тонкими полуколонками с килевидными завершениями.

Церковь имеет три входа — южный, западный и северный. К южному входу с белокаменным килевидным перспективным порталом ведет высокая лестница с площадкой. Западный и северный порталы, выходящие в крытую галерею — паперть, сохранили архитектурные формы с XVII в.

Внутри церкви стены, своды и столбы украшены многокрасочной росписью. Она выполнена в 1644 г. царскими изографами — Сидором Осиповым и Иваном Борисовым, участвовавшими в росписи Успенского собора. По своему стилю стенопись церкви Ризположения близка к росписи Успенского собора. Во время реставрации 1955—1956 гг. она была закреплена, промыта и расчищена от позднейших записей. В этот же период было реставрировано серебряное позолоченное паникадило работы мастера Д. Сверчкова (1624 г.) и четыре очень редких деревянных подсвечника, покрытых воском и расписанных красками в 1643—1645 гг.

Иконостас церкви выполнен в 1627 г. группой русских мастеров под руководством Назария Истомина. Все иконы написаны в традиционной манере древнерусской живописи. Их колорит построен на тонких переливах мягких, блеклых оттенков розового, оливкового и серого цветов.

На протяжении своей истории церковь неоднократно страдала от пожаров, перестраивалась и приобретала новые архитектурные формы, характерные для своей эпохи. Так, например, первоначальное позакомарное покрытие в XVII в. было переделано на четырехскатное, шлемовидная глава в 1737 г. заменена вазообразной, а щелевидные арочные окна переделаны в прямоугольные.

В XIX в. с южной стороны церкви пристроили крытую кирпичную лестницу, ведущую к западному входу, и небольшую часовню во имя «Печерской божией матери», отчего и церковь иногда называлась Печерской.

В древности церковь Ризположения примыкала к патриаршему двору и являлась домовой церковью. Через ее сени митрополиты и патриархи выходили к Успенскому собору. После постройки собора «Двенадцать апостолов», при патриархе Никоне, она была причислена к верхним, или сенным, церквам при царском дворе.

В советское время церковь Ризположения неоднократно реставрировалась. Так, в 1920—1922 гг. под руководством архитектора И. В. Рыльского была разобрана пристройка позднего времени с южной стороны, восстановлены белокаменный портал и ранее растесанные окна. В 1932 г. архитектором Д. П. Суховым были восстановлены западный и северный порталы. В 1950 г. четырехскатное покрытие заменили позакомар-ным и восстановили древнюю главу. С западной стороны церкви разобрали часовню «Печерской божией матери», в результате чего открылись апсиды домовой церкви Екатерины (XVII в.). Церковь Ризположения приобрела теперь свои древние архитектурные формы.

1 Подклет — нижний этаж здания, используемый обычно как кладовая.

2 Апсида — полукруглый выступ в восточной части храма, соответствующий  алтарю.

 

Церковь Ризположения в московском Кремле

 

сайт обновлен 9 сентября 2017 года