Успенский собор в московском Кремле

Московский Кремль - сердце России

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Северную сторону Соборной площади украшает один из древнейших белокаменных храмов Кремля — Успенский собор.

Сооружение его относится к периоду образования централизованного Русского государства, когда древняя Русь, освободившись от татаро-монгольского ига, вышла на широкую дорогу международных сношений.

Экономический и политический подъем страны в конце XV в. дал возможность приступить к большим строительным работам в Кремле и создать замечательные архитектурные сооружения.

Первым из них в Кремле был заложен Успенский собор на месте древнего храма 1326 г., который к этому времени пришел в ветхость и разрушился.

Сооружение нового храма поручили в 1471 г. московским мастерам И. Кривцову и Мышкину. Но строительство не было завершено, так как доведенный до сводов храм обрушился. Существующий ныне собор построен в 1475—1479 гг. под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, который предварительно хорошо изучил русскую архитектуру, побывав во Владимире, Новгороде и других городах.

Образцом для первопрестольного храма Москвы послужил древний Успенский собор города Владимира. Вследствие этого в Успенском соборе Кремля ярко отразились мотивы владимиро-суздальского зодчества.

Стены собора сложены из белого тесаного камня, а своды и основания глав — из кирпича. С наружной стороны стены расчленены лопатками и завершаются закомарами.

Южный, западный и северный фасады собора на половине высоты украшены декоративным поясом из колонок и аро-чек (по типу украшений владимиро-суздальских храмов). Входы в собор обрамляют белокаменные порталы, уходящие уступами в глубь стены.

Пять золоченых глав завершают собор.

Если каменные храмы XIV в. в Москве были небольшие и тесные, то Успенский собор представляет собой просторный, высокий и светлый зал с четырьмя круглыми и двумя квадратными столбами, которые поддерживают легкие своды. Своей грандиозностью собор поражал современников.

«Была же та церковь, — говорится в Никоновской летописи,— весьма удивительна величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством; таковой же прежде не бывало на Руси, кроме Владимирской церкви».

В 1514 г., согласно летописным данным, собор был украшен фресковой живописью, исполненной лучшими художниками древней Руси.

Эта живопись, частично сохранившаяся в Похвальском приделе Успенского собора, отличается высоким мастерством и нежностью красочного колорита. По манере письма и гармоничности цветовой гаммы она близка к произведениям выдающегося русского художника Дионисия и мастеров его круга.

С 1642—1643 гг., как показывают письменные источники, в росписи Успенского собора принимали участие 100 иконописцев из Москвы, Устюга, Суздаля, Владимира.

Главными мастерами по росписи были жалованные иконописцы Иван и Борис Паисеины, Бажен Савин, Сидор Поспеев и другие.

Древняя живопись выполнялась красками, изготовленными из местных цветных глин и различных минералов. Их разводили на воде и в качестве связующих элементов добавляли желток яйца, растительный клей и другие материалы.

Когда художник писал по сырой штукатурке минеральными красками, то такую технику живописи называли фреской; если краски наносили на поверхность сухой штукатурки, то это называлось темперой. В соборе есть оба вида росписи.

В течение XIX в. живопись Успенского собора обновлялась масляными красками три раза.

В начале XX в. стенопись частично расчистили. На южной стене, двух столбах и в ряде других мест была открыта древняя живопись.

В 1949—1950 гг. в соборе были произведены большие реставрационные работы по укреплению и промывке живописи.

Центральная часть Успенского собора отделяется от алтаря пятиярусным иконостасом высотой около 16 м, покрытым в конце XIX в. чеканным позолоченным серебром. В иконостасе размещены прекрасные произведения древнерусской живописи.

Иконы Успенского собора представляют огромную художественную и историческую ценность. В большинстве своем эти иконы принадлежат кисти русских художников XIV— XVII вв.

Древнейшим памятником является икона «Владимирская богоматерь» византийского письма XI в. Первоначально она находилась в Киеве, в 1155 г. была перевезена во Владимир князем Андреем Боголюбским, а в 1395 г. при сыне Димитрия Донского, князе Василии Димитриевиче, привезена в Москву и установлена в Успенском соборе. (Ныне находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.) Несмотря на религиозный сюжет, древний художник сумел показать в образе богоматери большую человечность, чувства материнства, скорби и любви.

Икона «Георгий» написана новгородским художником в XII в. В этом выдающемся памятнике древнерусской живописи почти реалистически передан образ воина-победителя. Неизвестно, когда и по каким причинам изображение Георгия было сплошь закрашено масляной краской. В 1935 г. художники-реставраторы, осторожно удалив масляную краску, открыли древний красочный слой.

Замечательным памятником русского искусства первой четверти XIV в. является икона «Троица». Ее приписывают кисти неизвестного русского художника дорублевской эпохи. На протяжении веков икона много раз поновлялась, в результате чего произошло многократное наслоение красок. Запись 1700 г. принадлежит кисти художника-иконописца Тихона Фи-латьева.

В 1946 г. советские художники-реставраторы в двух местах удалили поздние краски и обнаружили живопись XIV. Открытый фрагмент (голова ангела с белым нимбом на золотом фоне) отличается поразительной красотой и совершенством исполнения. В 1963 г. известный художник-реставратор В. О. Ки-риков снял все наслоения и открыл яркую красочную живопись Филатьева.

В Успенском соборе сохраняется и много других интересных памятников изобразительного искусства, которые как самые почитаемые «святыни» были привезены сюда из удельных княжеств в период образования централизованного Русского государства.

В Похвальском приделе расположенном в юго-восточной части собора, сохраняется стенопись начала XVI в., приписываемая кисти известного русского художника Дионисия.

Для большего воздействия на народные массы русские церкви обильно украшались всевозможными предметами декоративно-прикладного искусства — художественным шитьем, резьбой по дереву и кости, чеканкой по золоту и серебру и литьем из металла.

Подобные же предметы можно видеть и в Успенском соборе.

У южного входа находится уникальный памятник резьбы по Дереву — трон, или царское место, Ивана Грозного, сделанный в 1551 г. русскими мастерами. Он известен под названием «Мономахов трон».

Этот трон Ивана Грозного покрыт резными рельефными композициями и надписями, излагающими сказание о получении царских регалий2 Владимиром Мономахом от византийского императора, о походе воинов Владимира Мономаха во Фракию и т. д.

В юго-западном углу стоит бронзовый шатер ажурного литья. Он выполнен в 1625 г. котельных дел мастером Димитрием Сверчковым, как об этом свидетельствует надпись, сделанная на самом шатре.

В шатре находится рака (гроб с останками так называемых святых) патриарха Гермогена, убитого польско-шляхетскими интервентами в 1612 г.

У южного столба располагается древнее каменное Патриаршее место, а у северного — так называемое Царское место. Первоначально оно предназначалось для царицы и находилось в церкви Рождества.

Интереснейшим памятником прикладного искусства древней Руси являются южные двери собора. Они покрыты медными листами, на которых по черному лаку написаны золотом двадцать изображений на библейские темы.

Центральная часть собора освещается через 17 узких окон, расположенных в два яруса, а также 12 паникадилами, изготовленными из позолоченной бронзы в XVII и XIX вв. Центральное паникадило сделано из серебра, отбитого у наполеоновских войск в 1812 г.

При нашествии Наполеона на Москву собор был разграблен французскими войсками и превращен в конюшню, а многие иконы древнего письма использовались вместо дров. Из собора было вывезено много золотых и серебряных изделий: золотых — 18 пудов (288 кг) и серебряных— 325 пудов (более 5 т).

Успенский собор был главным храмом древней Руси, отражавшим мощь и величие централизованного Русского государства. Здесь совершались все торжественные церемонии, оглашались государственные  акты.

Так, например, во второй половине XV в. в Успенском соборе был совершен акт большой государственной важности. Здесь великий князь Иван Васильевич III, выражая волю всего русского народа, разорвал ханскую грамоту, чем подчеркнул силу и самостоятельность Русского централизованного го» сударства, показал его независимость от ханов Золотой орды.

Сень — шатер, навес на столбах или колоннах.

В соборе приносились присяги, венчались на царство русские цари и короновались императоры. Здесь Иван IV первый получил титул русского царя.

Кроме того, Успенский собор был усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Гробницы митрополитов — от Петра (1326 г.) до патриарха Адриана (1700 г.) — стоят вдоль стен собора.

В алтарной части, в приделе Петра и Павла, находится рака митрополита Петра — основателя Успенского собора. Над гробницей установлена металлическая сень *, сделанная в XIX в.

Прекрасные архитектурные пропорции, красота древней живописи, искуснейшее литье и резьба, богатые золоченые и серебряные оклады икон, многочисленные люстры — все это придает Успенскому собору особую нарядность и торжественность.

Придел — небольшая церковь, пристроенная к храму или находящаяся  внутри  него.

Регалии — знаки монархической власти: корона, скипетр, держава, трон,  порфира  и  т. д.

 

Успенский собор в московском Кремле

 

сайт обновлен 9 сентября 2017 года