Бармы из Рязанского клада - Оружейная палата
Бармы из Рязанского клада
В витрине показаны предметы XII—XV вв. Изделия этого периода
отличаются изысканной простотой, благородством форм и скромностью
украшений и вместе с тем являются образцами тонкого мастерства. К
сожалению, их сохранилось сравнительно мало. Это объясняется тем, что
многие культурные сокровища древней Руси безвозвратно погибли в период
междоусобных княжеских войн, тяжелого татаро-монгольского ига, в годы
польской и шведской интервенции, а также во время многочисленных
опустошительных пожаров.
Представленные в витрине изделия имеют очень большую ценность,
так как дают возможность судить о высоком уровне древнерусской
художественной культуры, которая впоследствии легла в основу развития
раннемосковского искусства.
Ценнейшим памятником прикладного искусства Суздальской Руси
является серебряный потир XII в., который был вложен в
Спасо-Преображенский собор в городе Переславле-Залесском князем Юрием
Долгоруким.
Потир отличается простотой и одновременно мягкостью формы.
Гладкая чаша его украшена изящными резными изображениями святых, которые
помещены в двойных линейных кругах, и надписью по венцу.
Мастера-серебряники того времени прекрасно знали и широко
применяли такие виды художественной обработки металла, как чеканка и
басма, т. е. ручного тиснения из т энкого листа золота или серебра.
Потир — церковная чаша для причастия.
Замечательным образцом подобной техники является большой оклад с иконы «Владимирской богоматери», выполненный в XII—XIII вв.
Мастера Киевской Руси в своих произведениях творчески
претворили древнюю художественную культуру Византии. С древнейших времен
они в совершенстве владели такими сложными, трудоемкими приемами
декоративно-прикладного искусства, как техника перегородчатой эмали 1 и
скани 2.
Великолепными образцами подобной техники являются вещи из так
называемого Рязанского клада XII—XIII вв., найденного в 1822 г. на месте
Старой Рязани. В состав Рязанского клада входят два больших круглых
колта, бармы, состоящие из дутых ажурных бусин и круглых медальонов,
женский браслет, перстни, серьги, образки. Колты и бармы
1 Эмаль — стекловидная масса, которая от добавления окиси
металлов приобретает различные цвета. Эмалью покрывают поверхность
металлических предметов.
2 Скань, или филигрань — узор, выполненный из тонких скрученных золотых или серебряных проволочек.
3 Колты — подвески, прикреплявшиеся к головным уборам.
4 Бармы — ожерелья, которые надевались поверх богатых княжеских одежд.

