Детский возок Петра Первого в Оружейной палате - Кремль

Кремль в Москве
Перейти к контенту
План Московского Кремля
Экскурсии в Московский Кремль
Цены билетов в Московский Кремль

Детский возок Петра Первого в Оружейной палате

Детский возок Петра первого в Оружейной палате
В Государственной Оружейной палате сохраняется богатейшая в мире  коллекция карет. Она дает возможность ознакомиться с конструктивными  особенностями экипажей в России и на Западе с XVI до второй половины  XVIII в. Ценность этой коллекции состоит и в том, что каждая карета  является замечательным произведением искусства.    
Среди экипажей хранятся кареты, изготовленные мастерами  известных фирм Букиндаля, Бурнигаля, поставлявших свои изделия во все  страны Европы.    
Колесные повозки существовали еще в древние времена. Боевые  двухколесные колесницы упоминаются у Гомера. О повозках писали Плиний и  Светоний. На Руси летом употреблялись телеги, а зимой — сани. По  тогдашним понятиям езда в санях считалась почетнее езды на колесах, и  пользоваться санями летом могли исключительно светские и высшие духовные  особы. Сани украшались резьбой, обивались мехами.    
Древних саней до наших дней не сохранилось. О них можно судить  лишь по саням XVIII в., в какой-то мере повторявших древние формы, и по  документам Конюшенного приказа.    
Среди древнерусских экипажей, упоминающихся в летописи XV в.,  «каптаны с оглоблями» — избушки на санях, обитые бархатом или сукном  красным, «входят в них по лестницам».    
Каретами принято называть закрытый со всех сторон экипаж. Этот  термин вошел в употребление в России во второй половине XVII в., на  Западе — в XVI в.    
Кузов первых экипажей укреплялся непосредственно на оси, поэтому  при езде в них сильно трясло. В России такие экипажи назывались  колымагами. В конце XV в. мастера венгерского города Коми предложили  подвешивать кузов между четырьмя стояками, как люльку, чтобы уменьшить  толчки. В конце XVII в. появляется усовершенствованное приспособление  для поворота — поворотный круг и изогнутая «лебяжья шейка».
Во второй половине XVIII в. вводятся вертикальные и горизонтальные  рессоры, предохраняющие экипаж от тряски. Первоначально кузов закрывался  занавесками, потом слюдой, и со второй половины XVII в. в России  появляются кареты со стеклами. В XVI—XVII вв. кареты изготовлялись  главным образом при царском и патриаршем дворах или же поступали с  Запада.    
Известны имена некоторых мастеров каретного дела, работавших в  Конюшенном приказе Московского Кремля. Это Илья из Шклова — каретный  обойщик, Семен Савельев, Данило Ильин, резчик Никита Петров.    
В XVIII в. в Петербурге и Москве получили распространение  большие каретные мастерские, в которых работали русские и иностранные  мастера — Мякишев, Ильин, Стафеев, Яковлев, Рике и другие. В каретных  мастерских было занято более 2 тыс. работников. С этого времени привоз  экипажей из-за границы стал незначительным. Центром торговли в Москве  был Каретный ряд у Петровских ворот.    
До начала XIX в. в России и в Западной Европе каретами  пользовались только высокопоставленные лица. По специальному указу о  правилах езды, относящемуся к концу XVII в», в России могли ездить в  каретах только бояре. Во Франции в 1662 г. была попытка пустить  8-местные общественные кареты для «чистой публики», куда не пускали  солдат и лакеев. Экипажи эти были встречены камнями, бранью и вскоре  были сняты. Общедоступные кареты появились в 1819 г.    
Самым, древним экипажем в Оружейной палате является карета  английской работы конца XVI — начала XVII в. Она с занавесками вместо  стекол, без рессор и поворотного круга. Кузов подвешен на ремнях. Нет  места для кучера. Лошадей или вели под уздцы или управляли, сидя на  одной из них верхом.    
Карета украшена живописью и скульптурной резьбой, которая  изображает битву христиан с мусульманами, триумфальное   шествие    победителя, сцену охоты.  Внутри кареты — кресла, обитые иранским  бархатом. По некоторым предположениям, эта карета была сделана в Англии в  подарок Борису Годунову от английской королевы Елизаветы. В 1678 г. ее  переделывали для встречи польско-литовского посольства.
Более усовершенствованным экипажем является карета польской работы  начала XVII в. Это старейший из образцов закрытого экипажа. В окна его  вставлена слюда. Предполагают, что карета попала в Москву как трофей  русско-польской войны в 1655 г. или еще раньше, при возвращении  патриарха Филарета из польского плена.    
Эту карету изобразил в своей картине «Утро стрелецкой казни» великий русский художник В. И. Суриков.    
К экипажам второй половины XVII в. относятся детские возки русской работы, принадлежавшие трехлетнему Петру I.    
В «Троицких походах» И. Е. Забелин писал: «В 1675 г. в мае  боярин Артамон Сергеевич Матвеев ударил челом царевичу Петру карету  маленькую и в ней 4 возника темно-карие, а на возниках шлеи бархатные,  пряжки вызолочены, начельники и гривы и нахвостники шитые».
Детский возок Петра Первого в Оружейной палате
Назад к содержимому