Царь-Колокол в Московском Кремле
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ в Московском Кремле
Описание царь-колокола из путеводителя по Московскому Кремлю
На каменном постаменте у колокольни Ивана Великого стоит Царь-колокол. Это самый большой колокол из всех существующих в мире (отсюда и название Царь-колокол). Он не имеет себе равных не только по весу, но и по художественному литью.
Вес колокола — более 12 тысяч пудов, или 200 т. Осколок его весит 700 пудов, или 11,5 т. Высота колокола — 6,14 м, диаметр — 6,6 м. Состав сплава: меди — 84,51 процента, олова—13,21, серы —1,25, цинка, мышьяка и др. —1,03 процента.
Царь-колокол отлит в Кремле в 1733—1735 гг. русским мастером литейного дела Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Для отливки, кроме нового металла, был использован металл от старого разбитого колокола времен царей Бориса Годунова и Алексея Михайловича.
В страшный и опустошительный Троицкий пожар 1737 г., когда сгорела почти вся Москва и Кремль, Царь-колокол, находившийся в отливочной яме, получил тяжелое повреждение.
На нем появилось много больших и малых долевых трещин и откололся осколок весом 11,5 т. Причиной этого послужило, как полагают, быстрое и неравномерное охлаждение колокола при тушении горевших лесов и близко расположенных от него сараев.
Архитектор М. Ф. Казаков, осматривавший колокол в 1797 г., писал: «А как на него множество в ту яму горевшего лесу падало и огонь размножился, то, по незнанию бывших при том, для утушения оного заливано было водою, которая на колокол попадала, отчего сделалось на нем 10 больших трещин и край вышибло».
Вопрос о подъеме колокола из ямы ставился несколько раз, но осуществлено это было только в 1836 г., т. е. спустя почти 100 лет.
Огромный колокол был поднят и установлен на каменный постамент по проекту архитектора А. Монферрана — строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге.
Поверхность колокола украшена тонким рельефным орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича и царицы Анны Ивановны, а также пятью иконами и двумя надписями, излагающими историю его отливки: «Лит сей колокол из меди прежнего, осми тысящ пуд колокола, пожаром поврежденного, с прибавлением материи двух тысящ пуд, от создания мира 7241, от Рождества же по плоти Бога Слова 1733». Эта работа искусно выполнена русскими мастерами Василием Кобелевым, Петром Галкиным, Петром Кохтевым, Петром Серебряковым и другими.
Внутри пьедестала сохраняется язык от неизвестного колокола.
Описание царь-колокола на сайте музеев Кремля
С восточной стороны колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733–1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф. Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.
Известный мастер И.Ф. Моторин, отливший в 1702 г. по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а также несколько кремлевских колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.
История создания колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами и катастрофами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков и мастер формовального дела П. Луковников. Недавно стало известно и имя скульптора — это Ф. Медведев, получивший образование в Италии. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла, но через некоторое время была обнаружена его утечка из печей и плавку пришлось остановить. Возникший при этом пожар уничтожил подъемные деревянные конструкции, возведенные над колоколом. После ликвидации аварии работы были возобновлены, но в августе 1735 г. последовала смерть мастера И.Ф. Моторина и окончание их было возложено на его сына.
В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.
Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О.Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне.
Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.