Архангельский собор Московского Кремля

Кремль в Москве
Перейти к контенту
План Московского Кремля
Экскурсии в Московский Кремль
Цены билетов в Московский Кремль

Архангельский собор Московского Кремля

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля
Архангельский собор Московского Кремля - храм усыпальница великих московских и удельных князей, первых русских царей. Посвящен Архангелу Михаилу покровителю русского воинства.
Архангельский собор - Собор Архангела Михаила - замыкает ансамбль кремлевских сооружений на  Боровицком холме. Северный и западный фасады его обращены на древнюю  Соборную площадь, южный — на Москву-реку. В нижней части страницы размещена карта с указанием места расположения Архангельского собора.
История строительства Архангельского собора
Существующий Архангельский собор построен в 1505— 1508 гг.  итальянским архитектором Алевизом Новым. Постройка началась при Иване  III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче.
После Успенского собора это был второй по величине храм в  Московском Кремле. До этого здесь находился древний Архангельский собор,  сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 г. в память избавления  Москвы от  сильного голода.  В начале XVI в. его из-за тесноты и ветхости  разобрали и освободили место для постройки более обширного храма.      
Итальянский зодчий создал традиционно русский, прямоугольный в  плане храм, своды которого опираются на шесть квадратных столбов. Фасады  собора, имеющие три членения с севера на юг и пять членений с запада на  восток, завершаются закомарами, украшенными белокаменными раковинами.  Они обработаны пилястрами с капителями, карнизами и белокаменным  цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным  поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают  собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, а боковые покрыты  белым железом. Сейчас все купола окрашены серебристой краской.
С восточной  стороны  к  собору в  конце  XVI — начале XVII в.  были пристроены два придела — одноглавые церковки «святого Уара» и  «Иоанна Предтечи».
Северный и западный фасады собора украшают резные белокаменные  порталы в стиле итальянского Возрождения, расписанные красками и  золотом.
Первоначально с трех сторон собор имел крытые галереи, которые  были своеобразными трибунами для почетных гостей во время торжественных  церемоний на Соборной площади. Две из них разобраны в XVIII в.  Сохранилась галерея только с южной стороны, закрытая пристроенными в  этом веке контрфорсами !. До 1920 г. с северной стороны собора  существовал портал готического стиля, пристроенный в конце XVIII в.  архитектором М. Ф. Казаковым. С западной стороны собора устроена лоджия  для входа в храм и притвор, разделенный на четыре этажа. В третьем из  них находятся хоры.
Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в  Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали под кухню. Все  ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских полчищ  собор восстановили в прежнем виде.
Фрески и иконы собора Архангела Михаила
Роспись внутри собора была выполнена вскоре после его  сооружения, но имена художников до нас не сохранились. Открытые в  диаконнике в 1955 г. фрагменты древней росписи светлых, нежных тонов  дают право полагать, что принадлежит она кисти мастеров школы Дионисия. К  1652 г. первоначальная роспись сильно обветшала и была удалена.
После этого собор расписали заново (в 1652, 1660, 1666 гг.).  Роспись собора производила большая группа художников, вызванных в Москву  «для государева дела» из многих русских городов — Костромы, Ярославля,  Владимира, Вологды, Новгорода, Устюга и др. Во главе этих мастеров  стояли царские жалованные иконописцы Степан Рязанец, Яков Казанец, Федор  Козлов, Федор Зубов, Иван Филатьев. Тщательный отбор иконописцев  производил выдающийся художник того времени Симон Ушаков.
Стенопись Архангельского собора в целом выполнена в одной  манере, в единой колористической гамме. Она отличается необычайной  красочностью и декоративностью, что очень характерно для русского  искусства второй половины XVII в.
Тематика росписи в соборе носит литературно-повествовательный  характер. Здесь композиции на религиозные темы прекрасно сочетаются с  бытовыми, историческими и батальными сценами, ярко отражающими  патриотическую борьбу русского народа за свою национальную  независимость.
С огромным мастерством написаны батальные сцены, которые в  иносказательной форме прославляют подвиги русских людей. Религиозная  тематика в живописи отступает на второй план.
Большой интерес представляют условные портретные изображения  русских князей. В них хорошо передан покрой княжеского платья, типичного  для древней Руси, и разнообразие растительного и цветочного орнамента.
На юго-западном столбе собора изображен Александр Невский —  герой Ледового побоища (1242 г.), на северозападном— его сын Даниил  Александрович, при котором сложилось московское княжество. На южной  стене помещены изображения московских князей Ивана Калиты и Димитрия  Донского.
На протяжении ряда веков стенопись 1666 г. много раз  прописывали масляными красками (в 1773, 1826, 1853 гг.). Впоследствии о  древней росписи забыли и считали, что она не сохранилась. В 1953 г. была  создана специальная комиссия, под руководством которой советские  художники приступили к реставрации древней живописи. В течение двух лет  проводилось тщательное укрепление штукатурного и красочного слоев, а  затем расчистка стенописи. Все работы были закончены в 1955 г.
Центральную часть собора отделяет от алтаря резной деревянный золоченый иконостас 13-метровой высоты.
Он представляет собой образец резьбы по дереву XVIII— XIX вв.
В иконостасе размещены памятники древней русской иконописи  XV—XVII вв., среди которых выделяется икона «Архангел Михаил»,  приписываемая Андрею Рублеву или его ученикам. Большая часть икон  выполнена в 1680—1681 гг. художниками-иконописцами Дорофеем Ермолаевым,  Золотаревым и Михаилом Малютиным.
Собор освещается девятью позолоченными паникадилами работы XVII в., реставрированными в 1953—1955 гг.
Архангельский собор еще со времени Ивана Калиты был  усыпальницей великих московских князей и царей, начиная с 1340 и кончая  1700 г. Первым здесь был похоронен Иван Калита, умерший в 1340 г. (его  надгробие у южной стены собора). Исключением является захоронение  императора Петра II, который умер в Москве от черной оспы в 1730 г.
Всего в соборе 54 погребения, над которыми 46 надгробий (под  некоторыми из них по два погребения). Все надгробия украшены надписями  славянской вязью и орнаментами, вырезанными на белом камне. Бронзовые  покрытия надгробий сделаны в 1903 г.
В соборе похоронены Димитрий Донской и Иван III (гробницы у  южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы за иконостасом) и  другие деятели русской истории.
У правого юго-восточного столба собора (перед алтарем)  помещается рака сына Ивана Грозного — царевича Димитрия, останки  которого перенесены в собор из Углича царем Василием Шуйским в 1606 г.  Вскоре после этого над ракой была сделана резная белокаменная  позолоченная сень. В 1955 г. ее реставрировали как памятник истории и  прикладного искусства начала XVII в. и вернули ей первоначальный вид.
Архангельский собор особо почитался великими князьями и царями,  которые приходили сюда на поклонение своим предкам — после венчания на  царство, при отправлении в поход, возвращении и т. д.
В собор делались богатые вклады, целыми деревнями приписывались  крепостные крестьяне. Из архивных документов известно, что к  Архангельскому собору было приписано 18 тыс. крепостных крестьян. Суд и  расправа над неплательщиками оброка чинилась при соборе в так называемой  «судной избе Архангельских вотчин», подвалы которой сохранились до  наших дней с юго-западной стороны храма. В 1826 г. на месте этой избы  была построена ныне существующая каменная палатка. Архангельский собор  был крупной феодальной корпорацией.
В наше время Архангельский собор является выдающимся историко-художественным и архитектурным памятником Московского Кремля.
Где находится Архангельский собор Кремля?
Спутниковая карта Московского Кремля с отметкой Архангельского собора.
Назад к содержимому