Благовещенский собор Московского Кремля
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля
В юго-западном углу Соборной площади, напротив Архангельского собора, рядом с Большим Кремлевским дворцом расположен Благовещенский собор. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР - Собор Благовещения Пресвятой Богородицы - домовая церковь великих князей московских и русских царей. Архитектурный облик и интерьер храма – свидетели важных этапов становления русского государства. В нижней части страницы помещена карта, на которой отмечено расположение Благовещенского собора в Кремле.
История строительства собора Благовещения Пресвятой Богородицы
Первый каменный храм Благовещения был построен при сыне Димитрия Донского, великом князе Василии, в 1397— 1416 гг. В 1405 г. его расписали знаменитые художники того времени — Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев.
В 1482 г. за ветхостью собор разобрали до подклета, и на его месте при Иване III в 1484—1489 гг. псковские мастера построили новый трехглавый храм из кирпича. С трех сторон его окружала открытая галерея-паперть со сходами на Соборную площадь.
В пожар 1547 г. собор сгорел и был восстановлен при Иване Грозном в 1562—1564 гг., с добавлением двух глав с западной стороны. Паперть перекрыли сводами, на углах образовавшейся галереи возвели четыре небольшие одноглавые приделы— церковки в память христианских праздников. С юго-восточной стороны собора в 1572 г. пристроили крыльцо, получившее впоследствии название Грозненского. Купола и кровли покрыли медными листами и позолотили. Новый девятиглавый собор получил название Златоверхого.
Благовещенский собор выстроен в традициях раннемосков-ского зодчества, но в его облике слились воедино черты, характерные для различных строительных школ древней Руси.
Ступенчатые своды собора покоятся на четырехгранных столбах. С паперти в центральную часть ведут три входа — северный, западный и южный. Два из них, северный и западный, в XVI в. были украшены белокаменными резными порталами, расписанными красками и золотом по типу порталов Архангельского собора. Медные двери их с искусной золотой наводкой сделаны по типу дверей Успенского собора.
Белокаменный портал с южной стороны собора восстановлен в 1950 г. по сохранившимся фрагментам портала XV в. В это же время в южной галерее собора у Грозненского крыльца открыта резная белокаменная колонна. По характеру резьбы и раскраски орнамента эту колонну относят к периоду перестройки галереи в 1560-х годах.
Своды и стены галереи богато украшены росписью, которая носит отпечаток разных времен и разных школ. Самой ранней росписью является композиция «Троица», которая относится к XVI в.
На пилястрах стен в галерее изображены условные портреты московских князей, начиная с князя Даниила Александровича и кончая Василием III, а также эллинских мудрецов и философов Аристотеля, Платона, Гомера, римского поэта Вергилия и других.
Пилястра — плоский вертикальный выступ на поверхности стены, обработанный как колонна.
Узкая каменная лестница в толще северной стены храма ведет на хоры, где обычно находилась женская половина царской семьи. Хоры соединялись специальной площадкой-переходом с великокняжескими палатами. Этот переход восстановлен заново в XIX в. при постройке Большого Кремлевского дворца и сохраняется до наших дней.
В древности Благовещенский собор непосредственно примыкал к жилым покоям великих князей и был их домовой церковью.
Нижний этаж — подклет, сохранившийся от белокаменного собора XIV в., представляет собой небольшие сводчатые помещения, сложенные из белого тесаного камня. В древности эти помещения являлись казнохранилищем.
Интересен пол собора, выполненный в XVII в. из разноцветных полированных плиток агатовидной яшмы. Красновато-коричневый тон пола хорошо гармонирует с древней росписью стен, которая представляет большую художественную ценность.
Иконы и фрески Благовещенского собора Кремля
Впервые роспись была выполнена русскими художниками в 1508 г. Об этом говорят слова из летописи, написанные на южной стене собора: «В лето 7016 (1508) повеле князь великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковь Благовещения святые Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосии Деонисьев сын с братиею».
На протяжении Многовековой истории фрески в соборе много раз обновлялись. В 1882 г. была сделана попытка расчистить их от поздних записей. Работу поручили художнику академику В. Д. Фартусову. Открытая им живопись отличалась высоким мастерством и яркостью колорита. Но Фартусов, мало знакомый с методами реставрации и техникой древней живописи, не распознал ее, и работа по расчистке была приостановлена. Впоследствии иконописцы-ремесленники во главе с художником Сафоновым вновь закрыли фрески грубой живописью.
Долгое время считали, что древние фрески Благовещенского собора погибли безвозвратно, но первые пробные расчистки, сделанные в 1946 г., показали, что это не так.
Полная расчистка стенописи была проведена в 1947 г. бригадой художников Центральных художественно-реставрационных мастерских и села Палеха. Последняя реставрация Живописи производилась художниками Центральной научной Реставрационной мастерской в 1961 г.
Древняя живопись по характеру композиции, трактовке образов и красочному колориту близка к фрескам Ферапонтова монастыря, которые были написаны художником Феодосием совместно с отцом Дионисием и братом Владимиром.
Таким образом, достоверность летописных данных о росписи собора 1508 г. художником Феодосием «с братиею» подтвердилась.
Фрески Благовещенского собора посвящены многочисленным темам апокалипсиса основным богословским проблемам средневековья {борьба добра и зла и т. д.). Они рассказывают о преемственности власти московских князей от князей киевских, а через них — от византийского императора.
На стенах и столбах Благовещенского собора изображены византийские императоры (император Константин и его мать Елена, император Михаил и др.) и русские князья (Владимир Красное Солнышко, его сыновья Борис и Глеб, княгиня Ольга, Димитрий Донской).
Большую историко-художественную ценность представляет иконостас собора. Два яруса его (второй и третий), как говорят письменные источники, написаны в 1405 г. художниками Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым.
Иконостас собора скорее характерен для последнего периода творчества Феофана Грека. Его кисти приписывают иконы «Богоматерь», «Спас на престоле», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел» и др. Многие иконы в третьем ярусе иконостаса написаны Прохором с Городца и Андреем Рублевым.
Кисти Андрея Рублева принадлежат шесть икон в третьем ряду — «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Рождество Христово», «Крещение» и «Благовещение». Они отличаются светлым, радостным и праздничным колоритом. Две иконы — «Уверение Фомы» и «Преполовение» написаны неизвестным художником и относятся к XVI в.
В четвертом ярусе иконостаса также сохраняются интересные памятники древнерусской живописи XVI в.
В первом ряду расположены иконы разного времени, на них в 1946 г. были сделаны пробные расчистки, открывшие великолепное искусство древнерусских художников XIV— XVII вв. Здесь иконы: «Спас на престоле» (1337 г.), «Благовещение» (XVI в.) и др. Эти драгоценные произведения долгое время находились под поздними записями и считались утраченными.
Оклад иконостаса сделан в XIX в. из чеканной позолоченной бронзы, а царские врата — из чеканного серебра. Сложный орнамент и тонкость чеканки говорят о большом мастерстве художников. Многоярусные люстры-паникадила работы мастеров XVII в. дополняют убранство интерьера.
В 1404 г. рядом с Благовещенским собором на великокняжеском дворе были установлены первые в Москве часы. Об этом чрезвычайно важном событии московский летописец с восхищением записал: «...сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и рас-читая часы нощные и дневныя, не бо человек ударяше, но че-ловековидно самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено...»
В 1963 г. купола Благовещенского собора засверкали новой позолотой.
Контрфорс — выступ, примыкающий к наружной стене здания; Устраивается для усиления стены.
Капитель — верхняя часть колонны, пилястры.
Цоколь — нижняя, обычно утолщенная и несколько выступающая часть наружной стены здания, примыкающая к фундаменту.
Апокалипсис — древний памятник раннехристианской литературы, помещен в конце Нового завета, в нем в виде фантастических видений рассказывается о судьбах мира и человечества, о пришествии на землю Христа и появлении Антихриста, о борьбе между ними, о страшном суде и конце света.
Где находится Благовещенский собор Кремля?
Спутниковая карта Московского Кремля с отметкой Благовещенского собора.