Благовещенский собор Московского Кремля

Кремль в Москве
Перейти к контенту
План Московского Кремля
Экскурсии в Московский Кремль
Цены билетов в Московский Кремль

Благовещенский собор Московского Кремля

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля
В юго-западном углу Соборной площади, напротив Архангельского  собора, рядом с Большим Кремлевским дворцом расположен Благовещенский  собор. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР - Собор Благовещения Пресвятой Богородицы - домовая  церковь великих князей московских и русских царей. Архитектурный облик и интерьер храма – свидетели важных этапов становления русского  государства. В нижней части страницы помещена карта, на которой отмечено расположение Благовещенского собора в Кремле.
История строительства собора Благовещения Пресвятой Богородицы
Первый каменный храм Благовещения был построен при сыне Димитрия  Донского, великом князе Василии, в 1397— 1416 гг. В 1405 г. его  расписали знаменитые художники того времени — Феофан Грек, Прохор с  Городца и Андрей Рублев.
В 1482 г. за ветхостью собор разобрали до подклета, и на его  месте при Иване III в 1484—1489 гг. псковские мастера построили новый  трехглавый храм из кирпича. С трех сторон его окружала открытая  галерея-паперть со сходами на Соборную площадь.
В пожар 1547 г. собор сгорел и был восстановлен при Иване  Грозном в 1562—1564 гг., с добавлением двух глав с западной стороны.  Паперть перекрыли сводами, на углах образовавшейся галереи возвели  четыре небольшие одноглавые приделы— церковки в память христианских  праздников. С юго-восточной стороны собора в 1572 г. пристроили крыльцо,  получившее впоследствии название Грозненского. Купола и кровли покрыли  медными листами и позолотили. Новый девятиглавый собор получил название  Златоверхого.
Благовещенский собор выстроен в традициях раннемосков-ского  зодчества, но в его облике слились воедино черты, характерные для  различных строительных школ древней Руси.    
Ступенчатые своды собора покоятся на четырехгранных столбах. С  паперти в центральную часть ведут три входа — северный, западный и  южный. Два из них, северный и западный, в XVI в. были украшены  белокаменными резными порталами, расписанными красками и золотом по типу  порталов Архангельского собора. Медные двери их с искусной золотой  наводкой сделаны по типу дверей Успенского собора.    
Белокаменный портал с южной стороны собора восстановлен в 1950  г. по сохранившимся фрагментам портала XV в. В это же время в южной  галерее собора у Грозненского крыльца открыта резная белокаменная  колонна. По характеру резьбы и раскраски орнамента эту колонну относят к  периоду перестройки галереи в 1560-х годах.    
Своды и стены галереи богато украшены росписью, которая носит  отпечаток разных времен и разных школ. Самой ранней росписью является  композиция «Троица», которая относится к XVI в.    
На пилястрах  стен в галерее изображены условные портреты  московских князей, начиная с князя Даниила Александровича и кончая  Василием III, а также эллинских мудрецов и философов Аристотеля,  Платона, Гомера, римского поэта Вергилия и других.    
Пилястра — плоский вертикальный выступ на поверхности стены, обработанный как колонна.    
Узкая каменная лестница в толще северной стены храма ведет на  хоры, где обычно находилась женская половина царской семьи. Хоры  соединялись специальной площадкой-переходом с великокняжескими палатами.  Этот переход восстановлен заново в XIX в. при постройке Большого  Кремлевского дворца и сохраняется до наших дней.    
В древности Благовещенский собор непосредственно примыкал к жилым покоям великих князей и был их домовой церковью.    
Нижний этаж — подклет, сохранившийся от белокаменного собора XIV  в., представляет собой небольшие сводчатые помещения, сложенные из  белого тесаного камня. В древности эти помещения являлись  казнохранилищем.    
Интересен пол собора, выполненный в XVII в. из разноцветных  полированных плиток агатовидной яшмы. Красновато-коричневый тон пола  хорошо гармонирует с древней росписью стен, которая представляет большую  художественную ценность.  
Иконы и фрески Благовещенского собора Кремля
Впервые роспись была выполнена русскими художниками в 1508 г. Об  этом говорят слова из летописи, написанные на южной стене собора: «В  лето 7016 (1508) повеле князь великий Василий Иванович всея Руси  подписывати церковь Благовещения святые Богородицы у себя на дворе; а  мастер Феодосии Деонисьев сын с братиею».    
На протяжении Многовековой истории фрески в соборе много раз  обновлялись. В 1882 г. была сделана попытка расчистить их от поздних  записей. Работу поручили художнику академику В. Д. Фартусову. Открытая  им живопись отличалась высоким мастерством и яркостью колорита. Но  Фартусов, мало знакомый с методами реставрации и техникой древней  живописи, не распознал ее, и работа по расчистке была приостановлена.  Впоследствии иконописцы-ремесленники во главе с художником Сафоновым  вновь закрыли фрески грубой живописью.    
Долгое время считали, что древние фрески Благовещенского собора  погибли безвозвратно, но первые пробные расчистки, сделанные в 1946 г.,  показали, что это не так.    
Полная расчистка стенописи была проведена в 1947 г. бригадой  художников Центральных художественно-реставрационных мастерских и села  Палеха. Последняя реставрация Живописи производилась художниками  Центральной научной Реставрационной мастерской в 1961 г.  
Древняя живопись по характеру композиции, трактовке образов и  красочному колориту близка к фрескам Ферапонтова монастыря, которые были  написаны художником Феодосием совместно с отцом Дионисием и братом  Владимиром.    
Таким образом, достоверность летописных данных о росписи собора 1508 г. художником Феодосием «с братиею» подтвердилась.    
Фрески Благовещенского собора посвящены многочисленным темам  апокалипсиса  основным богословским проблемам средневековья {борьба  добра и зла и т. д.). Они рассказывают о преемственности власти  московских князей от князей киевских, а через них — от византийского  императора.    
На стенах и столбах Благовещенского собора изображены  византийские императоры (император Константин и его мать Елена,  император Михаил и др.) и русские князья (Владимир Красное Солнышко, его сыновья Борис и Глеб, княгиня Ольга, Димитрий Донской).    
Большую историко-художественную ценность представляет иконостас  собора. Два яруса его (второй и третий), как говорят письменные  источники, написаны в 1405 г. художниками Феофаном Греком, Прохором с  Городца и Андреем Рублевым.    
Иконостас собора скорее характерен для последнего периода  творчества Феофана Грека. Его кисти приписывают иконы «Богоматерь»,  «Спас на престоле», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел» и др. Многие  иконы в третьем ярусе иконостаса написаны Прохором с Городца и Андреем  Рублевым.    
Кисти Андрея Рублева принадлежат шесть икон в третьем ряду —  «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Рождество Христово»,  «Крещение» и «Благовещение». Они отличаются светлым, радостным и  праздничным колоритом. Две иконы — «Уверение Фомы» и «Преполовение»  написаны неизвестным художником и относятся к XVI в.    
В четвертом ярусе иконостаса также сохраняются интересные памятники древнерусской живописи XVI в.    
В первом ряду расположены иконы разного времени, на них в 1946  г. были сделаны пробные расчистки, открывшие великолепное искусство  древнерусских художников XIV— XVII вв. Здесь иконы: «Спас на престоле»  (1337 г.), «Благовещение» (XVI в.) и др. Эти драгоценные произведения  долгое время находились под поздними записями и считались утраченными.    
Оклад иконостаса сделан в XIX в. из чеканной позолоченной  бронзы, а царские врата — из чеканного серебра. Сложный орнамент и  тонкость чеканки говорят о большом мастерстве художников. Многоярусные  люстры-паникадила работы мастеров XVII в. дополняют убранство интерьера.    
В 1404 г. рядом с Благовещенским собором на великокняжеском  дворе были установлены первые в Москве часы. Об этом чрезвычайно важном  событии московский летописец с восхищением записал: «...сий же часник  наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол,  размеряя и рас-читая часы нощные и дневныя, не бо человек ударяше, но  че-ловековидно самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено  есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено...»    
В 1963 г. купола Благовещенского собора засверкали новой позолотой.    
Контрфорс — выступ, примыкающий к наружной стене здания; Устраивается для усиления стены.    
Капитель — верхняя часть колонны, пилястры.    
Цоколь — нижняя, обычно утолщенная и несколько выступающая часть наружной стены здания, примыкающая к фундаменту.   
Апокалипсис — древний памятник раннехристианской литературы,  помещен в конце Нового завета, в нем в виде фантастических видений  рассказывается о судьбах мира и человечества, о пришествии на землю  Христа и появлении Антихриста, о борьбе между ними, о страшном суде и  конце света.
Благовещенский собор  Московского Кремля - детальный план
Где находится Благовещенский собор Кремля?
Спутниковая карта Московского Кремля с отметкой Благовещенского собора.
Назад к содержимому