Соборы Московского Кремля
Православные храмы Московского Кремля
Покровский собор Московского Кремля (собор Василия Блаженного)
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был создан в 1555-1561 гг. по обету царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария в честь взятия Казани и присоединения Казанского ханства к России.
В 1552 г., сразу после покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства, на границе Кремля и посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву», т.к. до середины XVII в. на этом месте стояла деревянная Троицкая церковь), был построен каменный Троицкий храм, около которого в память казанских побед было построено семь деревянных церквей.
В 1555 г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым начинается сооружение нового собора. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы казанских побед.
Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот праздник, 1 октября 1552 г., наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города Казани. Другие пять престолов освящены в честь святых, чья память пришлась на дни, когда произошли основные события казанской экспедиции: в честь святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория Армянского (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое значение имеют посвящения престолов в честь Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.
Девятый престол был посвящен событию, не связанному с казанскими победами. Летом 1555 г. в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в честь Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.
29 июня (ст. ст.) 1561 г. был освящен престол Покрова Пресвятой Богородицы, что ознаменовало завершение строительства всего собора.
В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы) над могилой блж. Иоанна Московского.
Во второй половине XVII в. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена многоцветная раскраска стен.
Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».
На протяжении своей истории собор многократно горел и восстанавливался. В 1817 г. архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду.
Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 г. В конце 1919 г. в Покровском соборе службы были прекращены, однако в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 г., когда храм был закрыт окончательно. Тогда же были изъяты и переплавлены почти все колокола звонницы.
В 1923 г. в храме был открыт историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 г. — филиал Государственного исторического музея).
В 20-е годы XX в. были развернуты широкие научно-реставрационные исследования собора, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. В 60-е годы XX в. также проводились реставрационные работы. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы XVI в., состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.
Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 г. Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией в ноябре 1992 г. было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», и до настоящего времени собор является филиалом Государственного исторического музея. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Первое богослужение состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 г.
15 августа 1997 г. после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.
Здание выстроено на месте деревянного одноимённого храма. Первое в Москве каменноее культовое сооружение появилось на этом месте при Иване Калите в 1327 г. Спустя два столетия здание сильно обветшало, царь Иван III приказал разобрать его и построить новый собор. Работы вначале доверили отечественным зодчим, но в результате землетрясения уже почти выведенные стены рухнули. Возобновилось строительство по прибытии знаменитого архитектора А. Фиорованти, которого царь пригласил в Москву из Италии. Заморский зодчий взял за образец Владимирский собор Успения Божьей Матери. В отличие от предшествующего храма, новое здание строилось с пятью куполами. Фиорованти блестяще решил сложную инженерную задачу поддержки купола и пяти барабанов. Верхнюю часть собора поддерживают шесть колонн (столпов) и прочные арочные перекрытия в алтарной части. Это позволило существенно расширить внутренний объём. Стены, колонны, арки, барабаны делались из кирпича, на облицовку брался белый подмосковный камень. Расписан Успенский собор на рубеже XV и XVI веков. Повторная роспись осуществлена в средине XVII века.
Помазание на царство Ивана IV Грозного состоялось именно в Успенском соборе Московского Кремля. А в 1917 году здесь состоялся Поместный собор, который принял решение восстановить патриаршество в Русской православной церкви.
Храм освящали дважды. Впервые — непосредственно после постройки в 1471 году; второй раз после изгнания французов в 1813 году. В 1918 году богослужения прекращены, с 1955 года принимает посетителей в качестве музея. С 1990 года проводятся службы, но на нерегулярной основе.
Современный вид собора сформировался после нескольких реконструкций. В начале XV века его возвели псковские мастера, в то время храм имел три купола. Ещё два купола появились после пожара в ходе восстановительных работ, проводившихся в период с 1547 по 1564 г.
Храм претерпел существенные изменения во времена царствования Ивана IV. К папертям пристроили приделы с куполами, после чего их общее количество возросло до девяти. К южному приделу церкви по приказу Ивана Грозного пристроили специальное крытое крыльцо, откуда царь мог слушать богослужения.
Западная стена собора почти вплотную примыкает к Большому Кремлёвскому дворцу — из него в церковь можно попасть по специальной галерее. Немудрено, что Благовещенский собор считался домовой церковью царской семьи, а её настоятель был духовником самого государя. Это статус протопресвитеры собора сохраняли и в тот период, когда столицей был Петербург.
Денег на украшение «семейной» церкви правящая династия не жалела. Здесь работали лучшие мастера живописи, такие как Феофан Грек и Андрей Рублёв. Если иконостас могли расписывать только православные отечественные мастера, то остальной декор доверили выполнить итальянцам. Многочисленные резные украшения на животные и растительные темы, светильники — дело рук умельцев из Тосканы и Ломбардии.
Благовещенский собор уникален оригинальными фресками, нехарактерными для православного храма. Библейские сюжеты и святые изображены наряду с античными не христианскими деятелями.Закрыт для прихожан в 1918 году, как музей работает с 1955 года. С 1993 по престольным праздникам проводятся богослужения, в его основании (подклети) открыт музей древностей Московского Кремля.
В каждом соборе Московского Кремля есть свой некрополь, но официальный статус родовой усыпальницы российских государей имеет Архангельский собор. Эту традицию ввёл Василий III — в его правление возведено здание, которое мы видим сегодня. Как и многие другие, этот храм построен на месте старых, обветшавших со временем, церквей. Историки считают, что первый собор в честь Архистратига Михаила появился в Московском Кремле ещё в середине XIII века. Затем Иван Калита, в избавление от страшного голода, перестроил храм в камне.
Иван III за несколько дней до кончины заложил первый камень в основание нового храма — старый к тому времени пришёл в аварийное состояние. Дальнейшее строительство велось под наблюдением его сына Василия, ставшего новым российским царём.
Архангельский собор тесно связан с именем Аловиза Фрязина, в историографии получившим приставку к имени — «Новый». Это выдающийся итальянский зодчий построил на Руси 11 храмов. В проектировании кремлёвского собора он учёл православные традиции градостроения и добавил к ним передовые технологии европейского Возрождения.
Храм освятили в 1508 году. На строительстве использовался обожжённый кирпич с последующим декорированием белым камнем. Своды и пять барабанов с куполами поддерживаются шестью столпами. Внутреннее пространство разделено на восемь приделов и скрытое за стеной помещение, верхний ярус которого предназначался для женщин царской семьи.
Вплоть до правления Петра I собор был усыпальницей для членов монаршей семьи. Вплоть до конца XVIII века в обязанности особых служителей входило служить панихиды в дни их поминовения.Сегодня это крупнейший в Кремле пантеон царских фамилий Рюриковичей и Романовых. Достаточно сказать, что здесь могилы Ивана Грозного, Петра II, Дмитрия Донского. В советское время в некрополь Архангельского собора перенесли прах женщин царских родов, покоившихся до этого в Воскресенском монастыре Кремля, взорванном большевиками.
Сейчас в Архангельском соборе функционирует музей, но по отдельным случаям, в том числе в день поминовения усопших, в нем производятся богослужения.
Здание собора составляет единое целое с патриаршими палатами, её история неразрывно связана со становлением и развитием Московской Патриархии. Каменную резиденцию митрополитов московских начали строить в Кремле в 1450 году. Череда пожаров периодически уничтожала постройку, её вновь отстаивали, внося дополнения и возводя новые палаты.
С учреждением в 1589 году патриаршества, строительство помещений и примыкающих церквей, активизировалось. При патриархе Иове комплекс подворья включал три церкви.
Разорение в Смутное время и последовавший пожар 1626 года превратили патриаршее подворье в руины. Большую роль в реконструкции всего ансамбля сыграл отец царя Михаила Фёдоровича патриарх Филарет, палаты и церкви восстановили в прежнем виде. Инициатором коренной перестройки всего комплекса зданий подворья выступил патриарх Никон. С 1652 по 1656 годы, практически все помещения и церкви разобрали, на их месте выстроили новые трёхэтажные палаты и церковь апостола Филиппа. Перестройку продолжил патриарх Иоаким. Проездные арки под храмом заложили камнем, конструкцию церкви апостола Филиппа существенно обновили. В 1681 году её освятили в честь Двенадцати апостолов. В таком виде она дошла до наших дней.
После того как патриаршество было упразднено, собор утратил свое былое значение, а во дворце было расположено управление Великого Синода.
В течение XVIII века собор стал разрушаться, приходя в упадок, и лишь к концу века были проведены восстановительные работы.
Пострадал собор во время революционных событий, а после них был передан в управление музею. Сейчас в Соборе двенадцати апостолов музей, он открыт для постоянного посещения.
В течение XVIII века собор стал разрушаться, приходя в упадок, и лишь к концу века были проведены восстановительные работы.
Пострадал собор во время революционных событий, а после них был передан в управление музею. Сейчас в Соборе двенадцати апостолов музей, он открыт для постоянного посещения.