Соборы Московского Кремля - Московский Кремль

Кремль в Москве
Перейти к контенту
План Московского Кремля
Экскурсии в Московский Кремль
Цены билетов в Московский Кремль

Соборы Московского Кремля

Православные храмы Московского Кремля
Покровский собор Московского Кремля (собор Василия Блаженного)
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был создан в  1555-1561 гг. по обету царя Иоанна Грозного и по благословению  митрополита Московского и всея Руси Макария в честь взятия Казани и  присоединения Казанского ханства к России.
В 1552 г.,  сразу после покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства, на  границе Кремля и посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены  (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на  Рву», т.к. до середины XVII в. на этом месте стояла деревянная Троицкая  церковь), был построен каменный Троицкий храм, около которого в память  казанских побед было построено семь деревянных церквей.
В  1555 г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым начинается сооружение  нового собора. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов,  причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь,  крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях  престолов нашли отражение основные этапы казанских побед.
Центральный  храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот праздник, 1  октября 1552 г., наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на  следующий день увенчался взятием города Казани. Другие пять престолов  освящены в честь святых, чья память пришлась на дни, когда произошли  основные события казанской экспедиции: в честь святых Киприана и  Иустинии (2 октября — взятие Казани), патриархов Константинопольских  Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского  (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория Армянского (30  сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября —  возвращение царя в Москву). Символическое значение имеют посвящения  престолов в честь Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.
Девятый  престол был посвящен событию, не связанному с казанскими победами.  Летом 1555 г. в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого.  Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по  дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование  такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был  освящен в честь Николы Великорецкого, позже в нем находился список с  чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.
29  июня (ст. ст.) 1561 г. был освящен престол Покрова Пресвятой  Богородицы, что ознаменовало завершение строительства всего собора.
В  1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого  храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел,  освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с  юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. — Рождества  Богородицы) над могилой блж. Иоанна Московского.
Во второй половине XVII в. была построена шатровая  колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со  шлемовидной на луковичную, произведена  многоцветная раскраска стен.
Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим:  к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная  процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на  осляти».
На протяжении своей истории собор  многократно горел и восстанавливался. В 1817 г. архитектор Осип Бове,  реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и  установил чугунную ограду.
Как памятник национального  и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под  охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 г. В конце 1919 г. в Покровском соборе службы были прекращены, однако в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 г., когда храм был закрыт окончательно. Тогда же были изъяты и переплавлены почти все колокола звонницы.
В  1923 г. в храме был открыт историко-архитектурный музей «Покровский  собор» (с 1928 г. — филиал Государственного исторического музея).
В  20-е годы XX в. были развернуты широкие научно-реставрационные  исследования собора, благодаря которым стало возможным восстановление  его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров  XVI-XVII вв. В 60-е годы XX в. также проводились реставрационные работы.  В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы XVI в.,  состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица»  XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях  сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой  половины XVIII в. из Московского Кремля.
Указом  Президента РСФСР от 18 ноября 1991 г. Русской Православной Церкви было  разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и  соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между  Министерством культуры РФ и Московской Патриархией в ноябре 1992 г. было  заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и  храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в  Москве», и до настоящего времени собор является филиалом  Государственного исторического музея. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Первое богослужение состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 г.
15  августа 1997 г. после реставрации была открыта церковь Василия  Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.
Здание выстроено на месте деревянного одноимённого храма. Первое в Москве каменноее культовое сооружение появилось  на этом месте при Иване Калите в 1327 г. Спустя два столетия здание  сильно обветшало, царь Иван III приказал разобрать его и построить новый  собор. Работы вначале доверили отечественным зодчим, но в результате  землетрясения уже почти выведенные стены рухнули. Возобновилось  строительство по прибытии знаменитого архитектора А. Фиорованти,  которого царь пригласил в Москву из Италии. Заморский зодчий взял за  образец Владимирский собор Успения Божьей Матери. В отличие от  предшествующего храма, новое здание строилось с пятью куполами.  Фиорованти блестяще решил сложную инженерную задачу поддержки купола и  пяти барабанов. Верхнюю часть собора поддерживают шесть колонн (столпов)  и прочные арочные перекрытия в алтарной части. Это позволило  существенно расширить внутренний объём. Стены, колонны, арки, барабаны  делались из кирпича, на облицовку брался белый подмосковный камень. Расписан Успенский собор на рубеже XV и XVI веков. Повторная роспись осуществлена в средине XVII века.
Помазание на царство Ивана IV Грозного состоялось именно в Успенском  соборе Московского Кремля. А в 1917 году здесь состоялся Поместный  собор, который принял решение восстановить патриаршество в Русской  православной церкви.         
Храм освящали дважды. Впервые — непосредственно после постройки в  1471 году; второй раз после изгнания французов в 1813 году. В 1918 году богослужения прекращены, с 1955 года принимает посетителей в качестве музея. С 1990 года проводятся службы, но на нерегулярной основе.
Современный вид собора  сформировался после нескольких реконструкций. В начале XV века его возвели псковские мастера, в то время храм имел три купола. Ещё два купола появились после пожара в ходе  восстановительных работ, проводившихся в период с 1547 по 1564 г.
Храм претерпел существенные изменения во времена царствования Ивана  IV. К папертям пристроили приделы с куполами, после чего их общее  количество возросло до девяти. К южному приделу церкви по приказу Ивана  Грозного пристроили специальное крытое крыльцо, откуда царь мог слушать  богослужения.
Западная стена собора почти вплотную примыкает к Большому  Кремлёвскому дворцу — из него в церковь можно попасть по специальной  галерее. Немудрено, что Благовещенский собор считался домовой церковью  царской семьи, а её настоятель был духовником самого государя. Это  статус протопресвитеры собора сохраняли и в тот период, когда столицей  был Петербург.               
Денег на украшение «семейной» церкви правящая династия не жалела.  Здесь работали лучшие мастера живописи, такие как Феофан Грек и Андрей  Рублёв. Если иконостас могли расписывать только православные  отечественные мастера, то остальной декор доверили выполнить итальянцам.  Многочисленные резные украшения на животные и растительные темы,  светильники — дело рук умельцев из Тосканы и Ломбардии.
Благовещенский собор уникален оригинальными фресками, нехарактерными для православного  храма. Библейские сюжеты и святые изображены наряду с античными  не христианскими деятелями.
Закрыт для прихожан в 1918 году, как музей работает с 1955 года. С 1993 по престольным праздникам проводятся богослужения, в его основании (подклети) открыт музей древностей Московского Кремля.
В каждом  соборе Московского Кремля есть свой некрополь, но официальный статус  родовой усыпальницы российских государей имеет Архангельский собор. Эту  традицию ввёл Василий III — в его правление возведено здание, которое мы  видим сегодня. Как и многие другие, этот храм построен на месте старых,  обветшавших со временем, церквей. Историки считают, что первый собор в  честь Архистратига Михаила появился в Московском Кремле ещё в середине  XIII века. Затем Иван Калита, в избавление от страшного голода,  перестроил храм в камне.
Иван III за несколько дней до кончины заложил первый камень в  основание нового храма — старый к тому времени пришёл в аварийное  состояние. Дальнейшее строительство велось под наблюдением его сына  Василия, ставшего новым российским царём.
Архангельский собор тесно связан с именем Аловиза Фрязина, в  историографии получившим приставку к имени — «Новый». Это выдающийся  итальянский зодчий построил на Руси 11 храмов. В проектировании  кремлёвского собора он учёл православные традиции градостроения и  добавил к ним передовые технологии европейского Возрождения.
Храм освятили в 1508 году. На строительстве использовался обожжённый  кирпич с последующим декорированием белым камнем. Своды и пять барабанов  с куполами поддерживаются шестью столпами. Внутреннее пространство  разделено на восемь приделов и скрытое за стеной помещение, верхний ярус  которого предназначался для женщин царской семьи.
Вплоть до правления Петра I собор был усыпальницей для членов монаршей семьи. Вплоть до конца XVIII века в обязанности особых служителей входило служить панихиды в дни их поминовения.Сегодня это крупнейший в Кремле пантеон царских фамилий Рюриковичей и  Романовых. Достаточно сказать, что здесь могилы Ивана Грозного, Петра  II, Дмитрия Донского. В советское время в некрополь Архангельского  собора перенесли прах женщин царских родов, покоившихся до этого в  Воскресенском монастыре Кремля, взорванном большевиками.
Сейчас в Архангельском соборе функционирует музей, но по отдельным случаям, в том числе в день поминовения усопших, в нем производятся богослужения.
Здание собора составляет единое целое с патриаршими палатами,  её история неразрывно связана со становлением и развитием Московской  Патриархии. Каменную резиденцию митрополитов московских начали строить в  Кремле в 1450 году. Череда пожаров периодически уничтожала постройку,  её вновь отстаивали, внося дополнения и возводя новые палаты.
С учреждением в 1589 году патриаршества, строительство помещений и  примыкающих церквей, активизировалось. При патриархе Иове комплекс  подворья включал три церкви.
Разорение в Смутное время и последовавший пожар 1626 года превратили  патриаршее подворье в руины. Большую роль в реконструкции всего ансамбля  сыграл отец царя Михаила Фёдоровича патриарх Филарет, палаты и церкви  восстановили в прежнем виде. Инициатором коренной перестройки всего  комплекса зданий подворья выступил патриарх Никон. С 1652 по 1656 годы,  практически все помещения и церкви разобрали, на их месте выстроили  новые трёхэтажные палаты и церковь апостола Филиппа. Перестройку  продолжил патриарх Иоаким. Проездные арки под храмом заложили камнем,  конструкцию церкви апостола Филиппа существенно обновили. В 1681 году её  освятили в честь Двенадцати апостолов. В таком виде она дошла до наших  дней.
После того как патриаршество было упразднено, собор утратил свое  былое значение, а во дворце было расположено управление Великого Синода.
В течение XVIII века собор стал разрушаться, приходя в упадок, и лишь к концу века были проведены восстановительные работы.
Пострадал собор во время революционных событий, а после них был  передан в управление музею. Сейчас в Соборе двенадцати апостолов музей, он открыт для постоянного посещения.  
Православные храмы в Московском Кремле
Назад к содержимому