Платье императрицы Екатерины II в Оружейной палате
Платье Екатерины II украшено бриллиантами и 4200 жемчужинами
Платье Екатерины II, которое предназначалось для встречи турецкого посла после победоносного окончания русско-турецкой войны в 1775 г., было украшено бриллиантами и 4200 жемчужинами.
Мужской костюм не уступал в роскоши женскому наряду. Мужское платье украшалось драгоценными камнями и алмазными пуговицами. Нередко его выписывали из Франции за баснословные цены.
К середине XVIII в. распространилась французская мода на фижмы. Такая уродливая и неудобная форма дамского платья соответствовала вычурному стилю рококо, который господствовал в тот период в России. Мода на фижмы, продолжавшаяся до конца XVIII в., вызвала большой спрос на китовый ус, в связи с чем в 1722 г. в Голландии образовалось акционерное общество по его добыче.
Типичным образцом упомянутой моды являются три платья, представленные в витрине № 55. Одно из них принадлежало императрице Елизавете Петровне, а два других (коронационное и венчальное) — Екатерине II. Эти платья выполнены из серебряной ткани — глазета и парчи, украшены золотым позументом, вышивкой и шитыми накладными двуглавыми орлами. Все они имеют огромные фижмы, размах которых достигает 1,5 м.
В конце XVIII — начале XIX в. под влиянием увлечения античностью в одежде высших классов произошли большие изменения. На смену платьям из парчи или шелка, с фижмами и кружевными оборками, с золотой или серебряной вышивкой пришли туникообразные платья. Фасон их отличался крайней простотой и рациональностью, характеризовался прямыми формами, следовавшими очертаниям тела. Длинный шлейф, образующий от талии мягкие складки, одевался как жилетик. Примером такого покроя служит коронационное платье 1801 г., принадлежавшее супруге императора Александра I. Как и все коронационные платья, оно сшито не из легкой прозрачной ткани, а из серебряного глазета и украшено серебряной вышивкой, блестками и тонкими нитяными кружевами.
В первой четверти XIX в. покрой дамского платья несколько изменился. Платья стали почти прямые, с высокой талией и пышными короткими рукавами. Длинный шлейф также шел от самого лифа. Примером такого покроя может служить коронационное платье супруги императора Николая I (1825 г.).
Начиная с середины XIX в. при дворе был введен официальный женский костюм — «русское платье», выполненное в ложнорусском стиле. Этот покрой представлен платьями 1856, 1883, 1896 гг. Все они сшиты из серебряной ткани, украшены нитяными кружевами, блестками, жемчугом.
Вместе с коронационными платьями экспонируются туфли, чулки, перчатки.