Cтановой кафтан Петра Первого в Оружейной палате - Кремль

Кремль в Москве
Перейти к контенту
План Московского Кремля
Экскурсии в Московский Кремль
Цены билетов в Московский Кремль

Cтановой кафтан Петра Первого в Оружейной палате

Cтановые кафтаны, зипун и платно Петра I
Самая  большая группа одежд относится к концу XVII в. Она включает в себя в  основном становые кафтаны, зипун и платно, принадлежавшие Петру I, когда  он еще носил старорусское платье. Одевались такие кафтаны поверх другой  одежды — зипуна. Были они как домашними, так и выходными, в зависимости  от того, из какой ткани сшиты. В описи царской казны 1722 г. эти  кафтаны названы холодными.    
Кафтаны, представленные в экспозиции, в основном домашнего  назначения. По покрою спины они однотипны, но по ряду других деталей их  можно разбить на две группы.   К первой из них относятся кафтаны, которые совершенно одинаковы  по форме и различаются между собой только тканями и цветом (абрикосового  бархата, голубой шерсти и два шелковых — брусничного и белого цвета).  Это распашные, длинные, прямые одежды с очень широкими и короткими  рукавами, с круглым воротом, украшенные плетеным золото-серебряным  кружевом. Прямая спина прилегает в талии, полы спадают свободно и не  заходят одна на другую. Подобные кафтаны плотно облегали стан, и,  вероятно, поэтому их и называли становыми. Из-под рукавов станового  кафтана обычно были видны рукава зипуна, украшенные богатой жемчужной  обнизью.    
Ко второй группе относятся кафтаны, у которых раскрой спины  такой же, как у предыдущих, но все остальные детали имеют существенные  отличия. Полы у этих одежд заходят одна на другую, рукава длинные,  сильно расширенные у проймы и очень суженные от локтя книзу. Ворот  небольшой, стоячий. К этой группе одежд можно отнести кафтаны  темно-зеленого сукна 1670—1680 гг. и зеленого атласа (стеганный на  вате), известный под названием зипун.    
Кафтан темно-зеленого сукна, обшитый серебряным шнурочком, резко  отличается покроем от становых кафтанов, хотя и прилегает к талии. Полы  этого кафтана заходят одна на другую. Застегивается он сбоку на одну  пуговицу. В боках вставлены клинья, но вшиты они не так, как у становых.  Рукав постепенно суживается книзу. Пройма его широкая. В связи с тем,  что этот кафтан, напоминающий народную поддевку, был проще и удобнее  других, он получил широкое распространение. В музейных описях он назван  «русским».    
Зипун зеленого безузорного атласа на вате простеган продольными  полосами. Его носили под кафтаном. Сзади зипун прилегает в талии. В  боках вшиты косые клинья. Рукава вверху широкие, книзу сильно суживаются  и застегиваются на крючки. В описи платья Петра I под 1691 г. записано:  «Стежные зеленые зипуны».    
В конце XVII в. в дворцовом быту начали появляться новые виды  одежды с чертами западноевропейской моды. К этому времени относится  кафтан из красного сукна немного ниже колен. Спина у него прямая, сзади  прилегает к талии, в боках много сборок. Рукава вверху у проймы  необыкновенно широкие, внизу они сильно удлинены, сужены и заканчиваются  широкими раструбами. Спереди кафтан имеет застежку и украшен восемью  парами нашивок из серебряного шнура с кистями и сложными плетениями. По  всем швам (по проймам рукавов, на плечах, в боках и вдоль боковых  сборок) проложена узкая золотая вышивка.    
В старых описях Оружейной палаты этот кафтан назван «польским»  или «венгерским». Откуда пошло это название, пока не установлено, но  известно, что в последней четверти XVII в. произошло сближение русского  платья с украинским и польским.    
Совершенно новый покрой имеет петровское платье из черного  бархата. Оно голландского типа, состоит из очень коротких широких  штанов, собранных в сборку у талии и у колен, и прилегающей к талии  куртки с длинными рукавами.    
Самым парадным и богатым царским платьем было платно. Оно  использовалось в особо торжественных случаях — в дни венчания на царство,  во время торжественных приемов иноземных послов и праздничных выходов.    
Платно имеет вид прямой, длинной, доходящей до пят рубахи, не  прилегающей к талии, с очень широкими рукавами. Своим покроем платно  напоминает церковное облачение — саккос.    
Как одежда царского сана платно впервые упоминается в документах  только под 1628 г., хотя изображения великих князей и царей в одеждах,  близких по покрою к платнам, встречаются уже в XVI в.    
Платно выполнялось из самых дорогих тканей — парчи, аксамита,  украшалось металлическим кружевом, золотыми запонами, пуговицами,  жемчугом, драгоценными камнями и дорогими мехами.    
Платно Петра I было скроено из «атласа золотного» (аксамита)  венецианского происхождения, как свидетельствует надпись, вытканная на  рукаве. Эта ткань была поднесена Петру I гетманом Украины Мазепой в 1689  г., когда он был в Троице-Сергиевой лавре.     
ВИТРИНА № 55    
Проведенные в начале XVIII в. реформы Петра I имели большое  прогрессивное значение, хотя и носили классовый характер. Они глубоко  затронули политические, общественные и бытовые уклады жизни России.    
Старые царские кафтаны и платна сменились платьем нового  европейского покроя. Мода на европейское «польское», «немецкое» платье  начала проникать в Россию и усваиваться аристократией и дворянством еще в  конце XVII в.    
Петр I начал носить «немецкое» платье в 1690 г. На придворных и  церковных празднествах он нередко появлялся в мундире, коротком кафтане  или голландской матросской куртке. Петр считал, что длинная одежда,  борода и усы были символом боярской спеси, чванства и лени.    
Указы 1700, 1701 гг. строго определяли, кто и какое платье может  носить, и обязывали все городское население, кроме духовенства,  посадских людей и крестьян, носить новое платье и брить бороды.    
В Москве, где древние обычаи считались неприкосновенными, эти  указы вызвали недовольство. В новой же столице, Петербурге, европейский  костюм прививался очень быстро. Прошло лишь несколько лет после введения  нового платья, а русские модники не уступали в нарядах французским.    
Мужской костюм состоял из коротких, до колен штанов, камзола  (позже превратился в жилет) и узкого, длинного, до колен, с широкими  фалдами в боках кафтана.    
Женский костюм в первой половине XVIII в. состоял из лифа с  костяными пластинами, с очень открытой грудью и короткими рукавами,  длинной широкой юбки, к которой в парадных случаях прикреплялся длинный  шлейф. Длина шлейфа зависела от знатности владелицы.    
Самым ранним платьем французского типа является кафтан из  голубой шелковой ткани, принадлежавший Петру I. Отделан он очень скромно  узким серебряным галуном.    
Очень богат гардероб Петра II,  состоявший   из многочисленных  кафтанов, камзолов, штанов, чулок. Выполнены они из великолепных тканей —  шерсти, бархата, парчи и украшены серебряным или золотым шитьем и  кружевом.    
Из женских костюмов самыми ранними в собрании Оружейной палаты  яэляются два коронационных платья — императрицы Екатерины I и Анны  Ивановны, выполненные по европейской моде. Они сравнительно просты по  форме, но изысканы по украшениям, состоят из корсажа с сильно открытым  декольте, шлейфа и юбки.    
Платье Екатерины I выполнено из шелка пунцового цвета с великолепным серебряным шитьем.    
Платье Анны Ивановны из золотой парчи покрыто великолепным золотым кружевом ручной работы.    
Роскошь и мотовство высших классов в этот период достигли  огромных размеров. Императрица Елизавета Петровна превзошла все границы  расточительства. Достаточно сказать, что после ее смерти, как пишет  историк Н. М. Карамзин, осталось 15 тысяч платьев.  
Зипун 17 века
Становой кафтан Петра Первого
Назад к содержимому