Большой наряд Михаила Романова в Оружейной палате Кремля
Большой наряд царя Михаила Романова
Необычайной красочностью и богатством украшений отличаются предметы
Большого наряда, сделанные в мастерских Московского Кремля в 1627—1628
гг. для царя Михаила Романова. Большой наряд состоит из царского венца,
скипетра, державы и саадака (чехол для лука и стрел).
Венец Большого наряда имеет полусферическую тулью с прорезными
городками и шестью небольшими прорезными запонами. Легкий, симметрично
расположенный прорезной и чеканный узор на венце украшен эмалью белых,
голубых, зеленых тонов и драгоценными камнями — сапфирами, изумрудами,
рубинами, жемчужинами.
Держава Большого наряда представляет собой шар, разделенный на
два полушария и увенчанный высоким четырехконечным крестом. Верхнее
полушарие украшено с большим мастерством многокрасочными эмалями по
высокому рельефу с изображением библейских сцен из жизни царя Давида. В
высоких конусообразных гнездах закреплены изумруды, сапфиры, рубины и
жемчуг.
Скипетр Большого наряда обработан чеканным травным узором,
полуфигурками высокого рельефа и сплошь покрыт нежными эмалями белых,
голубых, синих тонов и драгоценными камнями.
Техника исполнения предметов царя Алексея Романова (держава,
скипетр, посох и бармы) отличается большим своеобразием и ярко
выраженными чертами турецкого и греческого искусства.
Орнаментация державы и скипетра (стилизованные цветы и плоды из
изумрудов, рубинов, алмазов) исполнена в духе турецкого искусства, а
соразмерность частей, эмалевые и черневые изображения христианских
праздников, надписи и форма креста — традиционно греческие.
Эти предметы были привезены русскому царю греком Иваном Юрьевым-Анастаковым.
К памятникам второй половины XVII в. относятся алмазные венцы
царей Петра и Ивана. Алмазных дел мастера Москвы 1682—1689 гг. проявили
при их изготовлении большое искусство. Главным украшением венцов
является узор в виде цветов, двуглавых орлов, корон и листьев, мастерски
выполненный из нескольких сот крупных и мелких алмазов. Заглушая эмаль и
чеканку, они создают впечатление сплошного алмазного поля.
Шапка алтабасная (из серебряной иранской парчи) сделана в
мастерских Оружейной палаты в 1684 г. для царя Ивана Алексеевича.
Золотые запоны с прорезным орнаментом, эмалями и драгоценными камнями
близки к запонам венца Большого наряда.
Руками мастеров Оружейной палаты 1682 г. сделана и шапка
Мономаха Второго наряда. Гладкое золотое поле венца украшают драгоценные
камни и жемчуг. Шапка предназначалась для венчания на царство Петра I,
так как древней шапкой Мономаха венчался старший брат Петра — Иван
Алексеевич.
В 1721 г. преобразования, проводимые Петром I в области
государственного управления, завершились провозглашением России
империей. Это свидетельствовало об оформлении в России абсолютизма,
классовой опорой которого было усиливавшееся дворянство. Обряд венчания
на царство был заменен обрядом коронации, и тогда вместо царского венца
была введена корона. В Оружейной палате сохраняются две короны—
Екатерины I и императрицы Анны Ивановны. Последняя, как и корона
Екатерины I, сделана из золоченого серебра и украшена ромбовидным узором
из нескольких тысяч алмазов. Эти драгоценности первоначально были на
короне императрицы Екатерины I.