Большой наряд Михаила Романова в Оружейной палате Кремля

Кремль в Москве
Перейти к контенту
План Московского Кремля
Экскурсии в Московский Кремль
Цены билетов в Московский Кремль

Большой наряд Михаила Романова в Оружейной палате Кремля

Большой наряд царя Михаила Романова
Необычайной красочностью и богатством украшений отличаются предметы Большого наряда, сделанные в мастерских Московского Кремля в 1627—1628 гг. для царя Михаила Романова. Большой наряд состоит из царского венца, скипетра, державы и саадака (чехол для лука и стрел).
    
Венец Большого наряда имеет полусферическую тулью с прорезными городками и шестью небольшими прорезными запонами. Легкий, симметрично расположенный прорезной и чеканный узор на венце украшен эмалью белых, голубых, зеленых тонов и драгоценными камнями — сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчужинами.
    
Держава Большого наряда представляет собой шар, разделенный на два полушария и увенчанный высоким четырехконечным крестом. Верхнее полушарие украшено с большим мастерством многокрасочными эмалями по высокому рельефу с изображением библейских сцен из жизни царя Давида. В высоких конусообразных гнездах закреплены изумруды, сапфиры, рубины и жемчуг.
    
Скипетр Большого наряда обработан чеканным травным узором, полуфигурками высокого рельефа и сплошь покрыт нежными эмалями белых, голубых, синих тонов и драгоценными камнями.
    
Техника исполнения предметов царя Алексея Романова (держава, скипетр, посох и бармы) отличается большим своеобразием и ярко выраженными чертами турецкого и греческого искусства.
    
Орнаментация державы и скипетра (стилизованные цветы и плоды из изумрудов, рубинов, алмазов) исполнена в духе турецкого искусства, а соразмерность частей, эмалевые и черневые изображения христианских праздников, надписи и форма креста — традиционно греческие.
    
Эти предметы были привезены русскому царю греком Иваном Юрьевым-Анастаковым.
    
К памятникам второй половины XVII в. относятся алмазные венцы царей Петра и Ивана. Алмазных дел мастера Москвы 1682—1689 гг. проявили при их изготовлении большое искусство. Главным украшением венцов является узор в виде цветов, двуглавых орлов, корон и листьев, мастерски выполненный из нескольких сот крупных и мелких алмазов. Заглушая эмаль и чеканку, они создают впечатление сплошного алмазного поля.
    
Шапка алтабасная (из серебряной иранской парчи) сделана в мастерских Оружейной палаты в 1684 г. для царя Ивана Алексеевича. Золотые запоны с прорезным орнаментом, эмалями и драгоценными камнями близки к запонам венца Большого наряда.
    
Руками мастеров Оружейной палаты 1682 г. сделана и шапка Мономаха Второго наряда. Гладкое золотое поле венца украшают драгоценные камни и жемчуг. Шапка предназначалась для венчания на царство Петра I, так как древней шапкой Мономаха венчался старший брат Петра — Иван Алексеевич.
    
В 1721 г. преобразования, проводимые Петром I в области государственного управления, завершились провозглашением России империей. Это свидетельствовало об оформлении в России абсолютизма, классовой опорой которого было усиливавшееся дворянство. Обряд венчания на царство был заменен обрядом коронации, и тогда вместо царского венца была введена корона. В Оружейной палате сохраняются две короны— Екатерины I и императрицы Анны Ивановны. Последняя, как и корона Екатерины I, сделана из золоченого серебра и украшена ромбовидным узором из нескольких тысяч алмазов. Эти драгоценности первоначально были на короне императрицы Екатерины I.
Большой наряд царя Михаила Романова
Корона императрицы Анны Ивановны
Назад к содержимому