Древнерусская одежда в Оружейной палате

Кремль в Москве
Перейти к контенту
План Московского Кремля
Экскурсии в Московский Кремль
Цены билетов в Московский Кремль

Древнерусская одежда в Оружейной палате

Национальная древнерусская одежда
Национальных древнерусских одежд сохранилось до нашего времени очень  мало, и поэтому собрание Оружейной палаты представляет огромную ценность  и большой познавательный интерес. В общих чертах оно дает яркое  представление об особенностях русского костюма и одежд феодальной  верхушки.    
Покрой большинства одежд, кроме чисто придворных, был общим для  всех слоев населения, отличались лишь отдельные детали. В основном это  были длинные, прямые, довольно свободные платья, скрывавшие человеческую  фигуру, но придававшие необычайную плавность движениям.    
Женское платье имело много общих черт с мужским и отличалось,  главным образом, только некоторыми деталями отделки, как, например:  более широкой вышивкой у рукавов, большим меховым воротником или  затейливым головным убором.    
Женских одежд XVI—XVII вв. в собрании Оружейной палаты не  сохранилось, а представленные в экспозиции мужские платья по характеру  своего покроя подразделяются на две основные группы. Одна из них  применялась в быту всех классов, другая — только   среди  представителей   феодальной верхушки. К первой группе одежд относятся: шуба, кафтан русский темно-зеленого сукна, зипун зеленого атласа, стеганный на вате.    
Ко второй группе принадлежат: ферезея, платно, налатник,  становые кафтаны. Большая часть этих одежд выполнена из привозных тканей  — шелка, парчи, тонкого сукна, которые стоили 30, 40, а иногда и 100  руб. за аршин (71 см).    
Платье бедного человека шилось из тканей домашней выработки — холста, грубого сукна, крашенины.    
Самым распространенным видом одежды был афтан, который по  характеру своего покроя и назначению носил самые разнообразные  наименования: длинный, смирный, ездовой, становой и т. д.    
Из кафтанов XVI в. в Оружейной палате сохранился только один. Он  сшит из иранской ткани типа атласа. Покрой кафтана напоминает восточный  халат с длинными узкими рукавами. По нежно-голубому фону шелком и  золотом выткан узор, изображающий встречу в лесу человека с крылатым  четвероногим драконом. Очень реалистично изображен человек в коротком  кафтане, чалме, с кинжалом за поясом и огромным камнем в руках,  приподнятым над головой.    
Одеждой XVI в. является шуба митрополита Филиппа — современника  Ивана IV. Сшита шуба из черно-коричневой ткани домашней выработки,  украшена простым бараньим мехом, нашивками из тесьмы и простыми  обтянутыми пуговицами. Покрой шубы очень простой. К прямым полотнищам ее  переда и спины присоединены скошенные полотнища и клинья в подоле.  Рукава длинные, очень широкие в пройме и суженные книзу.    
Из одежд первой половины XVII в. большой интерес представляет  единственный из сохранившихся налатник. По своему покрою он напоминает  куртку своеобразной формы с косыми незашитыми боками и широкими  короткими незашитыми рукавами. Эта одежда была принадлежностью парадного  воинского наряда и носилась поверх доспеха. Сшит налатник из красного  атласа и почти сплошь расшит превосходным золотым растительным и  геометрическим узором, в который мастерица вложила тонкий вкус и высокое  мастерство. По описям одежд XVII в., этот налатник первоначально  принадлежал царю Михаилу Романову, а затем его сыну Алексею, который  пользовался им во время Смоленского похода 1654 г.    
К одеждам второй половины XVII в. относится так называемая  ферезея из белого тонкого сукна. Она представляет собой длинный, прямой,  широкий распашной кафтан без застежек с очень длинными рукавами,  спадавшими до самых пят. Работать в платье с подобными рукавами было  невозможно, и, вероятно, отсюда происходит русская пословица «не работай  спустя рукава». Пройма у таких рукавов спереди до самого плеча не  зашивалась, через нее продевали руки, а рукава откидывались назад и на  спине завязывались узлом.    
Ферезея — это верхнее зимнее и летнее платье, которое носили  представители господствующего класса. Шили его из тонкого сукна, парчи,  бархата, делали на меху и богато украшали жемчугом, драгоценными камнями  и золотыми запо-нами. Ферезея была известна в царском быту с 1650-х  годов (впервые упомянута в документах в 1654 г.) и оставалась самой излюбленной одеждой русской знати до 70-х годов XVII в.    
Ферезея, представленная в экспозиции, не сохранила  первоначального вида. Это только спорок, дающий представление о покрое  одежды XVII в.    
Кафтан вишневого бархата с вышитыми двуглавыми орлами называется  терликом. Как пишет историк И. Е. Забелин, «терлики предназначались для  различных групп свиты, обслуживающих царские выезды и дворцовые  церемонии».    
Терлики были очень разнообразны как по тканям, так и по  украшениям. Одежды, экспонируемые в Оружейной палате, сшиты из вишневого  бархата, с небольшим воротником вокруг шеи. Верхняя часть кафтана в  виде лифа застегивается на плече и на боку. Нижняя часть его, в виде  юбки с расходящимися полами спереди, пришита к лифу со сборками у талии.  Рукава длинные, отрезные, вверху очень широкие и собраны в сборки. От  локтя они переходят в узкий длинный манжет.    
Самая большая группа одежд относится к концу XVII в. Она  включает в себя в основном становые кафтаны, зипун и платно,  принадлежавшие Петру I, когда он еще носил старорусское платье.  Одевались такие кафтаны поверх другой одежды — зипуна. Были они как  домашними, так и выходными, в зависимости от того, из какой ткани сшиты.  В описи царской казны 1722 г. эти кафтаны названы холодными.    
Кафтаны, представленные в экспозиции, в основном домашнего  назначения. По покрою спины они однотипны, но по ряду других деталей их  можно разбить на две группы.    
К первой из них относятся кафтаны, которые совершенно одинаковы  по форме и различаются между собой только тканями и цветом (абрикосового  бархата, голубой шерсти и два шелковых — брусничного и белого цвета).  Это распашные, длинные, прямые одежды с очень широкими и короткими  рукавами, с круглым воротом, украшенные плетеным золото-серебряным  кружевом. Прямая спина прилегает в талии, полы спадают свободно и не  заходят одна на другую. Подобные кафтаны плотно облегали стан, и,  вероятно, поэтому их и называли становыми. Из-под рукавов станового  кафтана обычно были видны рукава зипуна, украшенные богатой жемчужной  обнизью.    
Ко второй группе относятся кафтаны, у которых раскрой спины  такой же, как у предыдущих, но все остальные детали имеют существенные  отличия. Полы у этих одежд заходят одна на другую, рукава длинные,  сильно расширенные у проймы и очень суженные от локтя книзу. Ворот  небольшой, стоячий. К этой группе одежд можно отнести кафтаны  темно-зеленого сукна 1670—1680 гг. и зеленого атласа (стеганный на  вате), известный под названием зипун.    
Кафтан темно-зеленого сукна, обшитый серебряным шнурочком, резко  отличается покроем от становых кафтанов, хотя и прилегает к талии. Полы  этого кафтана заходят одна на другую. Застегивается он сбоку на одну  пуговицу. В боках вставлены клинья, но вшиты они не так, как у становых.  Рукав постепенно суживается книзу. Пройма его широкая. В связи с тем,  что этот кафтан, напоминающий народную поддевку, был проще и удобнее  других, он получил широкое распространение. В музейных описях он назван  «русским».    
Зипун зеленого безузорного атласа на вате простеган продольными  полосами. Его носили под кафтаном. Сзади зипун прилегает в талии. В  боках вшиты косые клинья. Рукава вверху широкие, книзу сильно суживаются  и застегиваются на крючки. В описи платья Петра I под 1691 г. записано:  «Стежные зеленые зипуны».    
В конце XVII в. в дворцовом быту начали появляться новые виды  одежды с чертами западноевропейской моды. К этому времени относится  кафтан из красного сукна немного ниже колен. Спина у него прямая, сзади  прилегает к талии, в боках много сборок. Рукава вверху у проймы  необыкновенно широкие, внизу они сильно удлинены, сужены и заканчиваются  широкими раструбами. Спереди кафтан имеет застежку и украшен восемью  парами нашивок из серебряного шнура с кистями и сложными плетениями.
Женская русская одежда в Оружейной палате
Древнерусская одежда в Оружейной палате Кремля
Назад к содержимому