Древнерусская одежда в Оружейной палате
Национальная древнерусская одежда
Национальных древнерусских одежд сохранилось до нашего времени очень мало, и поэтому собрание Оружейной палаты представляет огромную ценность и большой познавательный интерес. В общих чертах оно дает яркое представление об особенностях русского костюма и одежд феодальной верхушки.
Покрой большинства одежд, кроме чисто придворных, был общим для всех слоев населения, отличались лишь отдельные детали. В основном это были длинные, прямые, довольно свободные платья, скрывавшие человеческую фигуру, но придававшие необычайную плавность движениям.
Женское платье имело много общих черт с мужским и отличалось, главным образом, только некоторыми деталями отделки, как, например: более широкой вышивкой у рукавов, большим меховым воротником или затейливым головным убором.
Женских одежд XVI—XVII вв. в собрании Оружейной палаты не сохранилось, а представленные в экспозиции мужские платья по характеру своего покроя подразделяются на две основные группы. Одна из них применялась в быту всех классов, другая — только среди представителей феодальной верхушки. К первой группе одежд относятся: шуба, кафтан русский темно-зеленого сукна, зипун зеленого атласа, стеганный на вате.
Ко второй группе принадлежат: ферезея, платно, налатник, становые кафтаны. Большая часть этих одежд выполнена из привозных тканей — шелка, парчи, тонкого сукна, которые стоили 30, 40, а иногда и 100 руб. за аршин (71 см).
Платье бедного человека шилось из тканей домашней выработки — холста, грубого сукна, крашенины.
Самым распространенным видом одежды был афтан, который по характеру своего покроя и назначению носил самые разнообразные наименования: длинный, смирный, ездовой, становой и т. д.
Из кафтанов XVI в. в Оружейной палате сохранился только один. Он сшит из иранской ткани типа атласа. Покрой кафтана напоминает восточный халат с длинными узкими рукавами. По нежно-голубому фону шелком и золотом выткан узор, изображающий встречу в лесу человека с крылатым четвероногим драконом. Очень реалистично изображен человек в коротком кафтане, чалме, с кинжалом за поясом и огромным камнем в руках, приподнятым над головой.
Одеждой XVI в. является шуба митрополита Филиппа — современника Ивана IV. Сшита шуба из черно-коричневой ткани домашней выработки, украшена простым бараньим мехом, нашивками из тесьмы и простыми обтянутыми пуговицами. Покрой шубы очень простой. К прямым полотнищам ее переда и спины присоединены скошенные полотнища и клинья в подоле. Рукава длинные, очень широкие в пройме и суженные книзу.
Из одежд первой половины XVII в. большой интерес представляет единственный из сохранившихся налатник. По своему покрою он напоминает куртку своеобразной формы с косыми незашитыми боками и широкими короткими незашитыми рукавами. Эта одежда была принадлежностью парадного воинского наряда и носилась поверх доспеха. Сшит налатник из красного атласа и почти сплошь расшит превосходным золотым растительным и геометрическим узором, в который мастерица вложила тонкий вкус и высокое мастерство. По описям одежд XVII в., этот налатник первоначально принадлежал царю Михаилу Романову, а затем его сыну Алексею, который пользовался им во время Смоленского похода 1654 г.
К одеждам второй половины XVII в. относится так называемая ферезея из белого тонкого сукна. Она представляет собой длинный, прямой, широкий распашной кафтан без застежек с очень длинными рукавами, спадавшими до самых пят. Работать в платье с подобными рукавами было невозможно, и, вероятно, отсюда происходит русская пословица «не работай спустя рукава». Пройма у таких рукавов спереди до самого плеча не зашивалась, через нее продевали руки, а рукава откидывались назад и на спине завязывались узлом.
Ферезея — это верхнее зимнее и летнее платье, которое носили представители господствующего класса. Шили его из тонкого сукна, парчи, бархата, делали на меху и богато украшали жемчугом, драгоценными камнями и золотыми запо-нами. Ферезея была известна в царском быту с 1650-х годов (впервые упомянута в документах в 1654 г.) и оставалась самой излюбленной одеждой русской знати до 70-х годов XVII в.
Ферезея, представленная в экспозиции, не сохранила первоначального вида. Это только спорок, дающий представление о покрое одежды XVII в.
Кафтан вишневого бархата с вышитыми двуглавыми орлами называется терликом. Как пишет историк И. Е. Забелин, «терлики предназначались для различных групп свиты, обслуживающих царские выезды и дворцовые церемонии».
Терлики были очень разнообразны как по тканям, так и по украшениям. Одежды, экспонируемые в Оружейной палате, сшиты из вишневого бархата, с небольшим воротником вокруг шеи. Верхняя часть кафтана в виде лифа застегивается на плече и на боку. Нижняя часть его, в виде юбки с расходящимися полами спереди, пришита к лифу со сборками у талии. Рукава длинные, отрезные, вверху очень широкие и собраны в сборки. От локтя они переходят в узкий длинный манжет.
Самая большая группа одежд относится к концу XVII в. Она включает в себя в основном становые кафтаны, зипун и платно, принадлежавшие Петру I, когда он еще носил старорусское платье. Одевались такие кафтаны поверх другой одежды — зипуна. Были они как домашними, так и выходными, в зависимости от того, из какой ткани сшиты. В описи царской казны 1722 г. эти кафтаны названы холодными.
Кафтаны, представленные в экспозиции, в основном домашнего назначения. По покрою спины они однотипны, но по ряду других деталей их можно разбить на две группы.
К первой из них относятся кафтаны, которые совершенно одинаковы по форме и различаются между собой только тканями и цветом (абрикосового бархата, голубой шерсти и два шелковых — брусничного и белого цвета). Это распашные, длинные, прямые одежды с очень широкими и короткими рукавами, с круглым воротом, украшенные плетеным золото-серебряным кружевом. Прямая спина прилегает в талии, полы спадают свободно и не заходят одна на другую. Подобные кафтаны плотно облегали стан, и, вероятно, поэтому их и называли становыми. Из-под рукавов станового кафтана обычно были видны рукава зипуна, украшенные богатой жемчужной обнизью.
Ко второй группе относятся кафтаны, у которых раскрой спины такой же, как у предыдущих, но все остальные детали имеют существенные отличия. Полы у этих одежд заходят одна на другую, рукава длинные, сильно расширенные у проймы и очень суженные от локтя книзу. Ворот небольшой, стоячий. К этой группе одежд можно отнести кафтаны темно-зеленого сукна 1670—1680 гг. и зеленого атласа (стеганный на вате), известный под названием зипун.
Кафтан темно-зеленого сукна, обшитый серебряным шнурочком, резко отличается покроем от становых кафтанов, хотя и прилегает к талии. Полы этого кафтана заходят одна на другую. Застегивается он сбоку на одну пуговицу. В боках вставлены клинья, но вшиты они не так, как у становых. Рукав постепенно суживается книзу. Пройма его широкая. В связи с тем, что этот кафтан, напоминающий народную поддевку, был проще и удобнее других, он получил широкое распространение. В музейных описях он назван «русским».
Зипун зеленого безузорного атласа на вате простеган продольными полосами. Его носили под кафтаном. Сзади зипун прилегает в талии. В боках вшиты косые клинья. Рукава вверху широкие, книзу сильно суживаются и застегиваются на крючки. В описи платья Петра I под 1691 г. записано: «Стежные зеленые зипуны».
В конце XVII в. в дворцовом быту начали появляться новые виды одежды с чертами западноевропейской моды. К этому времени относится кафтан из красного сукна немного ниже колен. Спина у него прямая, сзади прилегает к талии, в боках много сборок. Рукава вверху у проймы необыкновенно широкие, внизу они сильно удлинены, сужены и заканчиваются широкими раструбами. Спереди кафтан имеет застежку и украшен восемью парами нашивок из серебряного шнура с кистями и сложными плетениями.